Мировая война — способ разобраться с неэквивалентной мировой торговлей. И сейчас она неравовеснее, чем когда бы то ни было
«Немцы полезли в войну 1914 года только потому, что 9/10 химических заводов всего мира принадлежали Германии», — говорил герой романа «Гиперболоид инженера Гарина» (попробуйте прочитать его не как actionthriller, а как ИНСТРУКЦИЮ).
В начале XX века, как и в начале XXI, мировая торговля росла экспоненциально, а процветание человечества было беспрецедентным; современные историки даже оценивают ту эпоху как «прото-глобализм» — на 1913 доля экспортной торговли в планетарном ВВП составляла исторический максимум — 14%; этот показатель был превышен лишь в 1979 (!) году.
На 1850 крупнейшим мировым экспортёром была Англия — 19%.
К 1913 её лидерство уже не было столь бесспорным:
№1 — 🇬🇧 13,7%
№2 — 🇩🇪 12,9%
№3 — 🇺🇸 12,8%
Твои товары надо где-то продавать. На тот момент в мировой торговле было два подхода:
1) франко-британский — «раздел сфер влияния»: ты можешь монопольно торговать в собственных колониях, но не суёшься со своими товарами в колонии других Великих Держав (в одной Индии — население под 300 млн, британские промышленники и купцы с таким рынком сбыта — в шоколаде); но вот те, у кого колоний не было или почти не было, отстаивали иной подход:
(
Читать дальше )