Избранное трейдера Pasha
Основатель финтех-сервиса CarMoney Антон Зиновьев на XIII Российском M&A Конгрессе (CBonds)поделился тем, как собственник бизнеса оценивает возможности инвестиционного рынка.
В своем выступлении он озвучил так называемый «страновой риск», связанный с инвестированием в Россию, но отметил, что мало кто задумывается о риске российского инвестора на все остальные страны.
Покупка иностранных активов для российских инвесторов может быть рискованной. Это одна из причин, почему многие компании и частные лица в России в большей степени смотрят на возможности инвестиций внутри страны.
В качестве примера Антон Зиновьев привел финтех-сервис CarMoney, который в начале года привлек 229 млн рублей в капитал компании, не являясь публичным игроком. Это демонстрирует потенциальный спрос на внутреннее инвестирование в России.
Рынок инвестиций меняется – если раньше он ждал размещения больших компаний, то сейчас он готов к игрокам меньшего размера.
Гендиректор финтех-сервиса CarMoney Анна Калугина рассказала в интервью RusBonds о ключевых тенденциях рынка МФО, стратегии развития компании на ближайшие годы и стратегии фондирования.
Вот несколько тезисов:
🔸 В ближайшем будущем рынок МФО сохранит тенденцию к росту, но он будет уже не таким явным. Сдерживающими факторами в беззалоговом сегменте станут МПЛ и снижение максимальной ставки по микрозаймам до 0,8% в день. Всего под ограничения могут попасть до 20% беззалоговых займов.
🔸 Сохранится тенденция к консолидации и укрупнению игроков, что сделает рынок еще более прозрачным и облегчит для его участников доступ к фондированию.
🔸 Банки стали лучше понимать сектор, чаще кредитовать микрофинансовые компании.
🔸 В результате перетока клиентов из банков в сегмент микрофинансов наметился еще один явный тренд – рост интереса со стороны банков к покупке уже работающей на рынке или созданию собственной МФО.
🔸 CarMoney диверсифицирует источники фондирования. Нам сейчас доступно большинство из них, приоритетность каждого определяется актуальными задачами и их стоимостью.
Технологичность решений – приоритет CarMoney в построении и продвижении клиентского сервиса. Заем под залог автотранспорта изначально формировался как продукт e-commerce.
Грамотная IT-стратегия позволила сразу разрабатывать собственные онлайн-решения под продукты. Была создана инновационная платформа, которая позволяет клиенту проходить весь путь в полностью автоматизированных системах: от подачи заявки до получения средств на счет. Все процессы от маркетинга и скоринга до судебного делопроизводства были оптимизированы, автоматизированы и роботизированы.
Несмотря на наличие залога в виде автомобиля, технологические решения позволяют CarMoney выдавать займы 24/7 с минимальным объемом документов, запрашиваемых у клиента, и максимальной скоростью принятия решения о выдаче денежных средств – от 23 минут с моменты подачи заявки до момента одобрения. Скорость выдачи займа была оптимизирована, в том числе, за счет внедрения технологии простой электронной подписи (ПЭП), которую первым в России стал использовать именно финтех-сервис CarMoney.
Директор департамента информационных технологий CarMoney Вадим Заражевский на конференции CNews «Цифровизация финансового сектора» рассказал, чем обеспечено лидерство компании в формировании уникального клиентского опыта.
Ключевые тезисы его выступления:
🔸 Наше лидерство обусловлено качественным клиентским продуктом и технологической платформой, лежащей в его основе.
🔸 Весь путь клиенты CarMoney проходят в автоматизированных и роботизированных системах.
🔸 Основной канал продаж CarMoney — мобильное приложение собственной разработки.
🔸 Омниканальность и сервис 24/7. У приложения интуитивно-понятный интерфейс. 85% выдач займов выдаются онлайн, минимальное время от заявки до выдачи денег (time-to-cash) – 23 минуты.
🔸 Все процессы в компании выстроены операционно-эффективно, все основные инвестиции в развитие инфраструктуры и технологий уже сделаны, дальнейшее масштабирование бизнеса возможно без увеличения операционных расходов.
🔸 В последние три года мы наблюдаем переток банковских клиентов в сегмент МФО после ужесточения скоринга со стороны банков. CarMoney становится для них выбором номер один из-за близости модели к банковской (уже 14% таких клиентов в портфеле).
Лидер в сегменте обеспеченных займов финтех-сервис CarMoney подвел итоги 2022 года.
Ключевые показатели 12 месяцев 2022 года*:
Ключевые события 2022 года:
Малый бизнес стал чаще обращаться за кредитами в МФО, несмотря на то, что скоринг ужесточили не только банки, но и микрофинансы.
Микрозаймы стало получить сложнее, однако, в случае, когда заем обеспечен залогом в виде автомобиля, его получить проще.
Директор по управлению рисками финтех-сервиса CarMoney Павел Исаев рассказал «Ъ FM», что займы под залог авто активно берет малый бизнес и самозанятые, которые не могут документально подтвердить доход перед банками. По его словам, число таких заемщиков у компании выросло до 30% от общего портфеля.
Анна Калугина, генеральный директор финтех-сервиса Carmoney, в своей экспертной колонке на «Банковском обозрении» отмечала растущий интерес к сегменту микрофинансирования со стороны банков:
Постепенный переток клиентов в МФО спровоцировал повышенный интерес к сегменту микрофинансирования со стороны банков. Если еще пять лет назад они не были готовы даже смотреть в сторону МФО, то сейчас для многих наличие собственной МФО становится нормой.
В новых условиях при отсутствии в своей структуре МФО, способного монетизировать отказной трафик, банки упускают серьезный поток доходов.
Сейчас и банки, и МФО рассматривают возможные варианты синергии. Например, мы в тестовом режиме реализуем проекты по монетизации отказного трафика с двумя банками. Это модель win-win для всех сторон сделки: нам — клиент, банку — комиссия, заемщику — средства.
Заемщиков интересуют в основном продукты, схожие с привычными им банковскими, то есть долгосрочные займы на большие суммы. Потому неудивительно, что очевидный выбор для клиента, не прошедшего скоринг в банке, — залоговая модель.