Аналитики БКС Мир инвестиций делятся стратегией по российскому фондовому рынку — взглядом на экономику, а также отдельные сектора и акции. Рассказываем о том, бумаги каких компаний лучше держать, каких — продавать, а что стоит покупать.
Для удобной навигации можно воспользоваться содержанием: для этого просто нажмите на нужный раздел для быстрого перехода.
Содержание
Отдельные сектора:
Инвесторы не спешат выкупать просадку, которая образовалась после 20 сентября. На рынке сохраняется напряжение. Опишем негативные сценарии, которые могут реализоваться до конца года, и разберемся, как на них реагировать.
Против российского рынка акций сейчас играет сразу несколько факторов. Среди наиболее очевидных — геополитика и новые санкции. Но играют не только они. Все более мощным драйвером падения выступает чрезмерное усиление рубля.
Почти 70% компаний в индексе это экспортеры, их выручка формируется в твердых валютах. Кто из них больше продает за доллары и евро, а кто за юани, не известно. Нового механизма для расчета курсов токсичных валют пока нет, а биржевой стремительно ломается.
Вынужденный уход игроков из торгов по доллару и евро приводил к просадке курсов до 20% за неделю. С конца сентября USD и EUR частично восстановились, но все равно за квартал остаются в минусе на 5–10%. Соразмерно этому рынок закладывает падение выручки компаний в рублях.
7 октября акции Газпрома последний день торгуются с дивидендами. Акционеры могут рассчитывать на выплату 51,03 руб. на одну акцию, что предполагает доходность около 24,2%.
В понедельник 10 октября бумаги откроют торги с дивидендным гэпом, величина которого может составить около 21%. Рассмотрим возможные сроки закрытия гэпа и факторы, влияющие на это.
Рекордная доходность разовая?
Сильные результаты I полугодия 2022 г. позволили компании рекомендовать щедрые дивиденды, но уже по итогам II полугодия выплаты окажутся значительно ниже.
Во-первых, экспорт в дальнее зарубежье продолжает снижаться, а это наиболее маржинальный сегмент выручки Газпрома. За 9 мес. 2022 г. снижение составило 38% г/г, а за III квартал – 61% г/г.
В квартальном сопоставлении экспорт в III квартале был на 41% ниже уровней II квартала, но этот спад мог компенсироваться ростом цены реализации: средняя цена фьючерсов TTF выросла на 74% до $2100 за тыс. куб. м. А вот в IV квартале цены могут уже не оказать такой поддержки, плюс экспорт может сократиться еще на 20–22%.
Спецвыпуск шоу «Без плохих новостей»
Что изменят новые санкции?
Какие теперь перспективы у индекса Мосбиржи?
Что будет с самыми популярными бумагами?
Ждать ли отскока на рынке США?
«Газпром» выплатит дивиденды — что дальше?
Что делать с наличной валютой?
На эти и другие вопросы, которые сейчас волнуют инвесторов, в специальном выпуске YouTube-шоу «Без плохих новостей» на этой неделе ответили эксперты БКС Максим Шеин и Вячеслав Абрамов.
За 9 месяцев 2022 г. облигации в целом оказались более прибыльными для инвесторов, чем акции. А те, кто покупал бонды в марте-апреле, смогли даже за такой короткий период получить двузначную доходность. Рассмотрим, что ждать от бондов в IV квартале.
На последнем заседании ЦБ 16 сентября ставка была снижена до 7,5%, при этом регулятор ощутимо ужесточил риторику. Формулировка «Банк России будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки» исчезла из пресс-релиза.
Регулятор отмечает, что на среднесрочном горизонте преобладают проинфляционные риски, а значит тех темпов снижения ставок, которые были последние месяцы, уже не будет. Среднесрочный прогноз ЦБ предполагает, что средняя ставка в 2023 г. составит 6,5–8,5%. Потенциал снижения ключевой ставки на горизонте 15 месяцев составляет всего 1 п.п., и ЦБ вряд ли будет торопиться использовать его.
За III квартал цены на золото потеряли 10% и сейчас находятся около $1630 за тройскую унцию. Падение драгоценного металла ускорилось в августе-сентябре на фоне ужесточения денежно-кредитной политики ФРС, укрепления доллара и роста доходностей гособлигаций США (Treasuries). С начала года золото потеряло в цене около 11%.
Разберемся в основных трендах, которые повлияют на золото в IV квартале и попробуем понять, на какие цены можно рассчитывать.
Политика ФРС. В III квартале Федрезерв продолжил курс на ужесточение денежно-кредитной политики. В сентябре процентную ставку подняли на 0,75 п.п, до 3–3,25% — третий раз подряд в 2022 г.
Оцениваем факторы, способные в ближайшие 3 месяца оказать значительное влияние на российскую экономику.
Оценки на II и III квартал в общем подтвердились. Экономика России вынужденно трансформируется и, по сути, успешно адаптировалась, рубль остался сильным, инфляция перешла в стадию дефляции, ставка ЦБ вернулась к значениям до кризиса, прогнозы по ВВП значительно улучшены, облигации вышли на максимумы года, а рынок акций последние месяцы активно возвращал понесенные весной утраты.
Тем не менее события последней декады сентября внесли значительные коррективы в модели прогнозирования макроэкономических параметров, причем сейчас есть очень много неизвестных, не позволяющих в точности оцифровать дальнейшую траекторию развития.
Конкуренция — основной двигатель развития. Нехватка конкуренции порождает монополии и олигополии. Но для инвесторов это не всегда плохо. Напротив, владеть компанией, которая доминирует над конкурентами в своей отрасли — выгодно. Приведем несколько примеров.
Рыночная власть
При совершенной конкуренции ни одна компания не может себе позволить произвольно менять цены: если поставит ниже рынка, то заработает меньше, если поставит выше, то покупатель уйдет к конкурентам, и она опять же заработает меньше.
Но так бывает не всегда: если компания занимает весомую долю на рынке, то она может играть ценой, успешнее навязывать ее покупателям и активнее вышибать с рынка более мелких конкурентов, вынужденных подстраиваться под чужие цены.
Эта возможность играть с ценой и самому выбирать покупателя в экономтеории называется рыночной властью. Она равна 100%, если в отрасли одна сильная компания, и стремится к нулю, если равноценных компаний много.