Новости рынков
Ассоциация «Русская сталь» направила письмо главе Минпромторга Антону Алиханову с просьбой не поддерживать инициативу ОАО РЖД по повышению тарифов. Речь идет о введении в 2026 году 10%-ной надбавки на порожний пробег полувагонов и десятикратном росте платы за простой на путях общего пользования. По оценкам металлургов, такие меры увеличат их расходы на 12,7 млрд руб. и могут вынудить компании активнее переходить на автотранспорт.
Ситуация осложняется тем, что по итогам первых восьми месяцев 2025 года погрузка металлов снизилась на 17,3%, а рентабельность ряда предприятий из-за укрепления рубля стала отрицательной. В этих условиях рост затрат на логистику ставит под угрозу сохранение объемов производства и экспортный потенциал отрасли.
В ассоциации отмечают, что действующие долгосрочные контракты автоматически увеличат ставки предоставления вагонов при индексации порожнего пробега. При этом проблема простаивающих порожних составов остается нерешенной, а прозрачности в объяснении причин задержек не хватает. Это делает оспаривание штрафов невозможным для грузоотправителей.
Схожую обеспокоенность выразили и производители удобрений, указав, что инициатива носит «штрафной характер» и приводит к росту издержек. В самой РЖД подчеркивают, что тарифы на порожний пробег занижены и покрывают менее 60% затрат. В 2024 году убытки в этом сегменте составили почти 210 млрд руб., а повышение коэффициента в 2025 году позволило снизить ставки аренды вагонов примерно на 30%.
Аналитики отмечают, что рост тарифов действительно может ускорить переход части грузов на автотранспорт, особенно при расстояниях до 1 тыс. км. Однако при транспортном плече свыше 1,5 тыс. км железная дорога остается более эффективным вариантом. Таким образом, спор между РЖД и промышленниками отражает противоречие между задачей снижения порожнего пробега и рисками для ключевых отраслей экономики.
Источник: www.kommersant.ru/doc/8077538?from=top_main_3