Думаю, дело в том, что население оценивает не инфляцию, а генеральным образом оценивает потерю покупательной способности рубля и вэлью сбережений в рублях. Отличие состоит в том, что инфляция недоучитывает уровень доверия к рублю, инфляция — она про цены здесь и сейчас (про обменную функцию денег), она не учитывает острые проблемы с рублем как средством сбережения и средством доступа к благам.
Плюс инфляция не учитывает вынужденное изменение потребительского поведения из-за высоких цен на ушедшие бренды. Например, я любил духи, которые после СВО стали доступны только с ценником х2, это для меня слишком дорого, я стал пользоваться другими, израильскими. Моя наблюдаемая инфляция вроде бы не сильно выросла, я не стал тратить на парфюм больше, но я уже не могу получать то, что хочу, таким образом я вижу, что полезность рубля упала кратно. Аналогично с одеждой и обувью брендовой, я не стал тратить на штаны больше денег, но получаю товар похуже за ту же сумму рублей.