Минэнерго России прогнозирует, что экспорт угля в 2025 году останется на уровне 195,9 млн т, как и в 2024-м. Аналогичная динамика ожидается и в 2026 году, сообщил замминистра энергетики Дмитрий Исламов. По его словам, угольные компании сохраняют объемы поставок даже в убыток, поскольку это критично для экономики отрасли.
За январь–сентябрь 2025 года экспорт вырос на 5,5%, до 157 млн т, при снижении добычи на 0,9%. Основными импортёрами остаются Китай, Индия и страны Азии. Россия активно ведёт переговоры с Пекином об отмене пошлин на российский уголь, отметил Исламов.
По данным Центра ценовых индексов, в январе–августе экспорт увеличился на 2%, до 135 млн т, за счёт роста поставок в Турцию (+43%), Южную Корею (+36%) и Китай (+5%). При этом добыча, по данным Минэнерго, в 2024 году составила 443,4 млн т (–0,2%), а по данным Росстата — 427 млн т (–0,6%).
Несмотря на внешне стабильные объёмы, рентабельность экспорта энергоугля сейчас отрицательная по всем направлениям, отмечают аналитики Neft Research. Более 65% компаний в отрасли убыточны. Компании продолжают поставки по долгосрочным контрактам, так как консервация шахт обошлась бы дороже, чем текущие убытки.
Один из крупнейших российских банков – Т-банк может открыть R&D-центр по исследованию искусственного интеллекта (ИИ) в Китае. Об этом «Ведомостям» рассказал зампред правления, руководитель департамента IT банка Вячеслав Цыганов. По его словам, у китайских компаний и ученых есть технологии, «близкие по духу» компании, что может быть полезным для развития сложной инженерии. «Когда-то китайские компании приходили к нам, открывали лабораторию и забирали наработки себе. Мы решили – почему это не сделать нам?» – заявил он в разговоре с «Ведомостями».
Еще одна причина открытия исследовательского центра по ИИ в Китае – доступность квалифицированных, образованных кадров, говорит Цыганов. «У них высокий уровень безработицы, особенно среди молодого населения, и государство субсидирует компаниям часть оплаты стажировок», – добавил он. Это позволяет нанимать кадры гораздо проще, особенно с учетом низкой безработицы и дефицита кадров в России, подчеркнул банкир.
Рынок автоперевозок в России переживает рост тарифов при отсутствии увеличения объёма грузов. По данным ATI.SU, в третьем квартале 2025 года ставки на внутренние перевозки с полной загрузкой выросли на 16,4% за квартал и на 9% в годовом выражении. Однако эксперты отмечают, что подорожание связано не с повышением спроса, а с уходом множества компаний с рынка.
По оценке участников отрасли, из-за высокой ключевой ставки, роста расходов и последствий прошлогоднего демпинга рынок покинули до 30% перевозчиков. «Многие компании не выдержали низких ставок и дорогих кредитов», — отмечает глава «ТрансГИД» Ксения Черникова. Только за первое полугодие лизингодатели получили обратно 30 тыс. автомобилей, или 8,7% всего парка тягачей, уточняют в ПЭК.
Реальный объём грузов не растёт: отрасль остается «недогруженной», а выручка за первое полугодие снизилась на 5%, сообщает Мария Мартынова из «Курьер Сервис Экспресс». Банки ужесточили кредитные условия, а контрагенты всё чаще задерживают платежи.
Мировой рынок никеля остается под давлением избыточного предложения, которое сохранится до конца 2025 года, прогнозируют аналитики S&P Global. Спрос на металл снижается со стороны производителей нержавеющей стали и аккумуляторов, а цены остаются на многолетних минимумах.
На Лондонской бирже металлов (LME) никель за год подешевел более чем на 12%, до $14,9 тыс. за тонну. По оценке Международной группы по изучению никеля (INSG), профицит в 2025 году составит 209 тыс. тонн, а в 2026 году — 261 тыс. тонн. При этом стоимость никелевой руды продолжает снижаться, отражая слабую маржинальность переработчиков и рост запасов в КНР.
За последние три года из-за низких цен было остановлено производство объемом 220 тыс. тонн, еще 200 тыс. тонн находятся под угрозой. Однако ситуацию полностью компенсирует Индонезия, резко увеличившая добычу — более чем на 800 тыс. тонн в год. Сейчас на нее приходится 66% мирового предложения, отмечают в «Норникеле».
Российскую компанию поддерживают продажи других металлов — меди и платиноидов, спрос на которые стабильно высок. По словам Бориса Красноженова из Альфа-банка, дефицит меди и рост цен на нее частично компенсируют слабость никелевого сегмента.
Рынок облигаций, обеспеченных потребительскими кредитами, продолжает расти. За десять месяцев 2025 года банки разместили долговые бумаги почти на 100 млрд рублей, а до конца года ожидаются новые выпуски. В частности, ВТБ зарегистрировал новую программу секьюритизации на 100 млрд рублей, сообщил руководитель управления секьюритизации банка Андрей Сучков.
Предыдущая аналогичная программа была закрыта на текущей неделе: ВТБ разместил шестой выпуск бондов объемом 37,5 млрд рублей. В целом в 2025 году несколько крупных банков, включая Яндекс-банк, Т-Банк и Альфа-банк, разместили секьюритизированные облигации на сумму около 60 млрд рублей. Ставки по ним варьировались от 16% до 18% годовых в зависимости от конъюнктуры рынка.
Отличие сделок в августе и сентябре — активное участие частных инвесторов: у Яндекс-банка было 24,7 тыс. сделок, у Т-Банка — 3,5 тыс., у Альфа-банка — 5 тыс. ВТБ же ориентировался в основном на юридических лиц — они приобрели 57% выпуска, при этом средний размер сделки превысил 20 млн рублей.
Европейские союзники близки к заключению соглашения о предоставлении кредитов Украине через механизм, который позволит использовать замороженные российские активы, избегая их прямого захвата, сообщили западные чиновники. Это считается важным шагом в обеспечении финансовой безопасности страны.
Кредиты будут направлены на закупку оружия, включая поставки из США, после того как администрация Дональда Трампа ввела плату за американское вооружение, а также на поддержку экономики Украины в целом. Санкции Великобритании заморозили более 25 млрд фунтов стерлингов (≈33,3 млрд долларов) российских активов, в то время как ЕС удерживает около 200 млрд евро (≈232 млрд долларов). Ранее финансирование ограничивалось прибылью и процентами с этих активов.
Большая часть средств проходит через бельгийскую клиринговую палату Euroclear, что вызывает осторожность со стороны Бельгии и других стран. Основной камень преткновения — страховые гарантии на случай возможных претензий России. ЕС и группа государств-членов планируют предоставить Euroclear гарантии для защиты от возможных судебных претензий Москвы.
Пика потребления нефти в ближайшие годы не ожидается, мы видим только увеличение спроса на нефть, заявил вице-премьер РФ Александр Новак на Российской энергетической неделе.
«Мы видим также увеличение спроса и на нефть, а не пик потребления нефти, который предсказывали в ближайшем будущем. Мы оцениваем, что и дальше будет рост потребления нефти. В прошлом году прирост составил 1,3 млн баррелей в сутки. В этом году мы ожидаем такие же цифры», — сказал Новак.
Источник: tass.ru/ekonomika/25346733Авиакомпании России ищут способы поддержать пассажиропоток и рассчитывают на смягчение ограничений на юге страны, где значительное воздушное пространство закрыто с февраля 2022 года. Небольшое спрямление маршрутов в южном коридоре может принести отрасли более 5 млн дополнительных пассажиров ежегодно, сообщает директор по управлению флотом S7 Airlines Константин Пьянков.
Эффект достигается за счет экономии 130 тыс. часов полетного времени почти для 90 маршрутов, на которых сейчас авиакомпаниям приходится совершать обход зоны ограничений. Так, только аэропорт Сочи может привлечь почти 1,2 млн дополнительных пассажиров. В случае открытия хотя бы одного из закрытых южных аэропортов, пассажиропоток может вырасти до 7 млн человек.
Проблемой остаются длительные перелеты и высокая себестоимость билетов из-за обходов зоны ограничений. Например, полет в Сочи из Москвы увеличился почти в два раза — до четырех часов. Авиакомпании предлагают перевести на круглосуточный режим работу запасных аэродромов, необходимых при угрозе атак беспилотников, что повысит эффективность эксплуатации флота.
«Мы компенсируем часть перевыполнения (квоты), которая была накоплена. Второе, мы наращиваем (добычу). Этот процесс не такой быстрый, как предполагается. Поскольку и сокращение, и повышение добычи инерционный процесс», — сказал он, отвечая на вопрос из-за чего Россия не очень быстро наращивает добычу в рамках ОПЕК+.
«Да, у России есть потенциал», — отметил Новак, отвечая на вопрос может ли Россия технически и дальше наращивать добычу.
Россия пока не планирует пересматривать график компенсаций добычи нефти в рамках ОПЕК +.