Новости рынков
В ноябре 2025 года объем выдачи кредитных карт в России снизился до 129,5 млрд руб., что стало минимальным показателем с апреля 2022 года. За месяц выдачи сократились на 5%, а за три месяца — на 25%, следует из данных БКИ «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ). Количество выданных кредиток уменьшилось на 9% до 1,23 млн, хотя за три месяца снижение составило 12%.

Эксперты связывают резкое сокращение с ужесточением нормативных ограничений Центрального банка для заемщиков с высокой долговой нагрузкой. В частности, в четвертом квартале 2025 года введены новые лимиты: доля заемщиков с показателем долговой нагрузки (ПДН) 50–80% не должна превышать 10%, а с ПДН выше 80% — полностью исключена из выдачи кредитов.
Жесткая политика ЦБ, а также высокие процентные ставки и макропруденциальные ограничения заставляют банки осторожно подходить к выдаче кредитных карт. Кроме того, сами кредитные организации могут ужесточать внутренние риск-политики в ответ на качество портфеля и сезонные факторы, включая рост мошенничества в конце года.
Продажи автомобилей класса люкс в России в январе – ноябре 2025 г. выросли на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за первые 11 месяцев этого года в стране было реализовано 638 машин в этом сегменте, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Наиболее востребованными брендами в люкс-сегменте оказались Rolls-Royce – 205 единиц, Bentley – 184 шт. и Lamborghini – 143 автомобиля.
В ноябре в России было реализовано 65 новых машин в сегменте люкс. Это в 1,5 раза больше, чем в том же месяце прошлого года. Представитель «Автостата» уточнил, что рынок новых люксовых машин растет непрерывно с апреля 2025 г. Bentley возглавил рейтинг самых популярных брендов в ноябре – 20 проданных экземпляров, следом идет Lamborghini – 18 шт. На третьей позиции оказался Rolls-Royce – 14 единиц. Также в ноябре было продано семь новых Ferrari и по три Aston Martin и Maserati.
Рынок новых люксовых автомобилей в России показывает устойчивый рост с 2023 г. Тогда продажи машин в этом сегменте выросли на 30% до 447 единиц, а в 2024 г. – еще на 27% до 586 шт. Но рынок люксовых автомобилей все еще отстает от уровня 2021 г., когда была реализована 931 машина.

Банк России приказом от 12.12.2025 № ОД-2812 отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Акционерного общества Коммерческий банк «Индустриальный Сберегательный Банк» АО КБ «ИС Банк» (рег. № 3175, г. Москва). По величине активов кредитная организация занимала 225 место в банковской системе Российской Федерации.
Банк России принял такое решение в соответствии с пунктами 6 и 6.1 части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»2, руководствуясь тем, что кредитная организация АО КБ «ИС Банк»:
Деятельность кредитной организации в значительной степени ориентирована на предоставление ссуд высокорискованным заемщикам.
К 9 декабря 2025 года рентабельность продаж бензина АИ-95 на АЗС Московского региона впервые с конца июня стала положительной, достигнув 1,73 руб. за литр после отрицательных показателей в октябре–ноябре. Аналитики связывают рост маржи с падением биржевых котировок и прогнозируют сохранение положительной динамики как минимум до весны.
Рентабельность АИ-92 также выросла до 5,71 руб. за литр (7,7%), а маржа летнего дизельного топлива достигла 12,19 руб., межсезонного — 14,82 руб., зимнего — 3 руб./л. Показатели рассчитываются как разница между розничной ценой и региональным биржевым индексом с учётом расходов АЗС.
Управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко отмечает, что текущая маржа позволяет сетям компенсировать накопленные убытки последних месяцев. Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша добавляет, что положительная рентабельность фиксируется не по всей стране: в некоторых регионах сохраняется разрыв между ценами на независимых АЗС и сетях крупных нефтекомпаний.
Московская биржа намерена подать жалобу в Верховный суд, чтобы оспорить решение об изъятии у частных инвесторов акций Соликамского магниевого завода (СМЗ). Как сообщила директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Елена Курицына, биржа добивается восстановления постановления апелляции, признавшего законными владельцами миноритариев, купивших акции на организованных торгах.
Кассационный суд Уральского округа 20 октября подтвердил решение первой инстанции об изъятии акций в доход государства. Суд также постановил выплатить всем миноритариям компенсации по «рыночной стоимости истребованных акций». Фактически это стало третьим этапом многолетнего спора. Ранее апелляция отменяла решение об изъятии, однако прокуратура обжаловала его, настаивая на нарушениях при приватизации СМЗ в 1992 году и признавая всех инвесторов — и мажоритариев, и миноритариев — недобросовестными приобретателями.
Прокуратура предлагала фиксированную компенсацию — 9600 руб. за акцию, тогда как перед закрытием торгов бумаги стоили 7300 руб., а на пике в 2022 году — более 15 тыс. руб. Около половины владельцев акций уже согласились на условия прокуратуры.
Московская биржа оценивает техническую готовность российских компаний к выходу на рынок акционерного капитала: по текущим данным, около 20 компаний близки к решению о проведении IPO. Более широкая потенциальная база насчитывает 400–500 компаний, однако их заинтересованность в публичном размещении зависит от множества факторов, подчеркнули представители биржи.
По словам председателя правления «Мосбиржи» Виктора Жидкова, готовность компаний к IPO определяется не только текущей высокой ставкой ЦБ, но и комплексом условий: ценой размещения, открытостью компании, подготовкой команды и уровнем зрелости бизнеса. «Любая компания к этому решению должна созреть, необходимо иметь навыки работы с наблюдательным советом и готовность к публичной деятельности», — отметил он.
Жидков добавил, что для инвесторов критичным фактором является высокая инфляция, а не ставка ЦБ. При низкой инфляции акции становятся привлекательным инструментом, защищающим накопления через дивиденды. С учетом этого биржа оценивает бизнесы с выручкой, стабильным ростом 25–30% год к году и потенциальным интересом инвесторов.
В 2025 году в России сформировалась рекордная разница между внутренними и экспортными ценами на горячекатаный прокат. По данным компании «Эйлер», к концу ноября премия достигла $147 за тонну с учётом доставки. При экспортной цене $445/т FOB Черное море и доставке в $30/т внутренняя цена составила $562/т EXW — максимальное расхождение за несколько лет.
Средняя премия в ноябре составляла $136/т, а в январе–ноябре — $151/т. Прогноз по году — $150/т, что на 34% выше, чем годом ранее, и в 1,9–2,3 раза выше, чем в 2021–2023 годах. Тогда премия находилась на уровне $67–80/т, а её доля во внутренней цене — 8–11% против 26% в 2025 году.
Экспортные цены в 2025 году, по прогнозу, снизятся на 12% до $460/т, тогда как внутренняя цена упадёт только на 5% до $580/т, что усиливает расхождение. Максимальный уровень премии в текущем году был зафиксирован в июне — $243/т, тогда как в январе она была всего $40–50/т.
Большинство опрошенных «Ведомостями» экономистов (17 из 23) прогнозируют, что Банк России 19 декабря снизит ключевую ставку на 50 б. п. — до 16%. Три эксперта ожидают более глубокого смягчения на 1 п. п. (до 15,5%), ещё трое предполагают сохранение ставки на уровне 16,5% или снижение до 16%. На прошлой встрече 24 октября ЦБ уже понизил ставку на 50 б. п. — до 16,5%, что стало четвёртым снижением подряд.
Регулятор сохраняет нейтральный сигнал, предупреждая: в конце 2025 — начале 2026 года инфляция временно ускорится из-за разовых факторов, включая повышение НДС до 22%. После их исчерпания инфляция снова замедлится.

Инфляция и ожидания населения и бизнеса
Оценка роста цен населением в ноябре выросла до 14,5%, инфляционные ожидания на три месяца — до 13,3%. Бизнес также ожидает дальнейшего повышения цен. Набиуллина подчёркивает, что высокая разница между ставкой и инфляцией удерживает ожидания в рамках и стимулирует сбережения.
По данным Росстата, инфляция в ноябре замедлилась до 0,42%, а годовой показатель снизился до 6,64%. Основной вклад внесло продовольствие. С начала года ИПЦ вырос на 5,25%.
США намерены перехватить еще несколько судов с венесуэльской нефтью после первого задержания на этой неделе, сообщают Reuters и The Washington Post со ссылкой на источники.
Цель Соединенных Штатов — усилить давление на президента Венесуэлы Николаса Мадуро, сообщают издания. Bloomberg, в свою очередь, передает, что захват первого танкера Skipper, о котором США объявили 10 декабря, — «лишь начало нового этапа в усиленной кампании» администрации Дональда Трампа против Мадуро.
По данным Reuters, США составили список из судов для возможного изъятия и следят за их перемещением у берегов Венесуэлы и Гайаны. По словам двух источников, Министерство юстиции и Министерство внутренней безопасности США готовило план в течение нескольких месяцев, они считают, что сокращение или прекращение экспорта венесуэльской нефти создаст дополнительную финансовую нагрузку на правительство страны.
Собеседники агентства сообщили, что в ближайшие недели США намерены принять дальнейшие меры против судов, которые перевозят нефть не только из Венесуэлы, но и других стран, находящихся под санкциями, таких как Иран.