Новости рынков
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян о развитии российского финансового рынка.
– «Ozon банк» раньше других банков при маркетплейсах начал развиваться обособленно. С чем это связано?
– Я не люблю словосочетание «банк маркетплейса». Мы поняли, что клиентам нужен широкий набор продуктов, и сегодня наши клиенты воспринимают нас как полноценный банк для повседневных нужд. Привлечённые средства выросли почти в 4 раза — более 348 млрд руб. Мы уже не «карта для покупок на Ozon», а банк с фокусом на удобные покупки везде.
– Какая доля от оборота по картам «Ozon банка» приходится на оплату вне маркетплейса?
– Доля внешних операций превышает 55%, и мы рассчитываем на дальнейший рост.
– За счёт чего достигается такой рост?
– Во-первых, наша необычная программа лояльности: кэшбэк на выбранные категории и «Товары за 1 руб.» на Ozon, которые можно менять без потери накопленных бонусов. Во-вторых, разнообразие продуктов, например, накопительный счёт с ежедневным начислением процентов.
– Почему клиенты не снимают проценты каждый день?
– Им нравится видеть ежедневные начисления, хотя не снимают сразу. Это повышает лояльность.
– Как санкции ЕС на «Ozon банк» влияют на работу?
– Санкции никак не влияют, у нас нет активов за рубежом, нет операций через SWIFT, вся инфраструктура отечественная и разрабатывается самостоятельно.
– Кто ваши главные конкуренты — «Яндекс», Wildberries или классические банки?
– Конкуренты — это все банки, онлайн-банки и финтех-игроки. Боремся не с компаниями, а за право быть банком первого выбора. Главное — технологии и сервис. Мы разрабатываем всё сами и быстро внедряем изменения.
– Почему не использовать готовые решения?
– Мы используем проверенные решения, где это уместно, но ключевые инфраструктуры создаём сами, чтобы быстро реагировать на изменения, например, в борьбе с мошенничеством.
– Как быстро запускаются новые продукты?
– Бывает по-разному: некоторые идеи остаются, а некоторые реализуем за недели. Мы постоянно улучшаем сервисы, вносим по 1000 изменений в неделю.
– Какие у вас цели по выручке и рентабельности?
– Ожидаем рост выручки более 80% в 2025 году. Среднесрочно планируем ROE около 30%, сейчас уже превышает 60%. Прибыль до налогов за полугодие — более 24 млрд руб.
– Какую стратегию вы придерживаетесь в отношении чистой прибыли?
– Мы молодой динамичный игрок и не даём долгосрочных таргетов, но стремимся расти быстрее рынка и делать качественные продукты.
– Как принимаются решения по новым идеям?
– Любая идея должна доказать маржинальность, команда должна в неё поверить.
– Почему решили запустить и рассрочку, и кредитную карту?
– Это разные продукты для разных задач: рассрочка — для покупок на Ozon, кредитка — классический продукт с высоким вовлечением.
– Сколько держателей карт не используют рассрочку?
– Более 50%. Мы не ставим цель вовлечь всех в кредитные продукты.
– Как вы оцениваете риск по кредитам в условиях высоких ставок?
– Мы консервативны, даём небольшие суммы на короткие сроки, уровень просрочек в рамках ожиданий.
– Вы видите рост просрочек в секторе?
– Нет, наш портфель мал и специфичен.
– Что вы думаете о развитии семейного банкинга?
– Мы запустим совместные счета, которые не только для семей, но и для совместного пользования, например, сборов в школе.
– Как вы смотрите на развитие сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ)?
– Мы делаем большой фокус на МСБ, в том числе не представленном на Ozon, и понимаем их потребности. Создаём продукты для онлайн и офлайн предпринимателей.
– Планируете ли новые продукты для МСБ?
– Да, расширяем линейку кредитных и транзакционных продуктов, недавно запустили бесплатную регистрацию ИП и онлайн-бухгалтерию, Ozon Pay.
– Есть ли планы на выход в офлайн-эквайринг?
– Да, уже тестируем терминалы, скоро запустим эквайринг для всех.
– Будете ли закупать «железо» для терминалов?
– Мы разрабатываем собственное ПО, детали по «железу» пока не уточнялись.
– Как планируете конкурировать с крупными банками в эквайринге?
– Стратегия — найти уникальное торговое предложение для клиентов. Без этого продукт не будет развиваться.
– Планируется ли запуск инвестиционно-брокерского направления?
– Анализируем разные рынки, сейчас сосредоточены на транзакциях, кредитах, факторинге, лизинге и страховании. Будущее не исключает расширения.
– Что думаете о конкуренции маркетплейсов и классических банков?
– СБП и НСПК сделали рынок более конкурентным и технологичным, клиенты могут выбирать банк по удобству и сервису.
– Центральный банк — конкурент или партнер?
– ЦБ создал инфраструктуру, которая помогает развитию бизнеса и снижает барьеры, стимулируя технологическое развитие банков.
– Как цифровой рубль и Open API повлияют на банковский рынок?
– Это кардинально изменит экономическую модель банков, появятся новые игроки, и побеждать будет тот, кто быстрее предложит клиентам ценности.
– Считаете ли, что банки скоро уступят финтех-игрокам?
– Нет, лидерство определяется не только клиентской базой. Все крупные игроки технологичны, и резких изменений не ожидается.
– Ваше мнение о мегамессенджерах и суперприложениях?
– Суперприложения мне не близки, но бесшовное встраивание полезных сервисов в приложения, например, покупка страховки в банке — это удобно.
