«Совет рынка» предлагает зафиксировать в новом законопроекте об инвестициях в электроэнергетику принцип отказа от надбавок на оптовом рынке, сообщил журналистам председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров.
По его словам, ассоциация сейчас в рамках подготовки нового законодательства разрабатывает свою часть предложений, касающихся рыночных нововведений в электроэнергетике.
«Мы, например, предлагаем зафиксировать отказ от надбавок на оптовый рынок, зафиксировать, когда у нас кончатся регулируемые договоры в субсидируемых регионах. И еще некоторые вещи связаны именно с надбавками, которые искажают ценовые ситуации на рынке», — сказал Быстров.
«Мы хотим уйти от новых надбавок и определить, когда кончатся, условно говоря, старые», — уточнил он. Он добавил, что ассоциация в том числе предлагает определить конечные сроки дальневосточной надбавки.
Источник: tass.ru/ekonomika/25191311
Глобальный долг за первую половину 2025 года вырос на $21 трлн и достиг рекордных $338 трлн, подсчитали эксперты Institute of International Finance (IIF). Основными драйверами увеличения стали рост государственных расходов на здравоохранение в условиях демографических изменений, военные траты из-за геополитической нестабильности и инвестиции в экологические меры, связанные с изменением климата и стихийными бедствиями.
Рост долговой нагрузки отражается и в повышении ставок по долгосрочным займам на развитых рынках. В 2025 году наблюдается заметное удорожание гособлигаций, что усиливает долговую нагрузку, особенно для развитых стран. На рост глобального долга существенное влияние оказали Китай, Франция, США, Германия, Великобритания и Япония.
Несмотря на абсолютный рост, отношение глобального долга к мировому ВВП снизилось до 324% против 335% в 2023 году. Частный сектор показал сокращение задолженности до 226% к мировому ВВП, тогда как госдолг продолжает увеличиваться, приблизившись к 98% ВВП. Ослабление курса доллара и смягчение монетарной политики крупнейших центробанков также повлияли на эти показатели.
«По предварительным подсчетам, введение данных мер может принести федеральному бюджету от налога на прибыль организаций (букмейкерских контор — прим. ТАСС) около 17 млрд рублей за три года. Налог на игорный бизнес может принести бюджету порядка 300 млрд рублей за три года», — отметил он.
По словам Силуанова, введение налога на прибыль таких организаций, а также налога на игорный бизнес в размере 5% от принятых ставок для букмейкерских контор позволит учитывать не только обороты, но и реальный финансовый результат компаний. «Предложенные изменения направлены на повышение прозрачности игорного бизнеса, который традиционно имеет высокие обороты и низкую налоговую отдачу», — сказал он.
Минфин намерен разрешить «Транснефти» уменьшать региональную часть налога на прибыль (17%) через механизм инвестиционного налогового вычета (ИНВ) и предлагает распространить эту норму на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года, то есть с момента, когда компания этого права лишилась.
Поправку могут внести в Госдуму 29 сентября в рамках «бюджетного пакета».
До 2025 года налог на прибыль «Транснефти» рассчитывался по общеустановленной ставке 20%. С 1 января 2025 года ставка должна была вырасти до 25%, как и для всех российских организаций. В конце 2024 года был принят закон, по которому для компании и ее дочерних обществ в 2025-2030 годах налоговая ставка установлена в размере 40%. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 23%, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога по ставке 17% — в бюджеты регионов.
Поправка в статью 286.1 НК, подготовленная Минфином, уточняет, что компания и ее дочерние структуры смогут применять вычет именно к региональной части налога на прибыль (17% с 2025 года). Ранее воспользоваться льготой могли только налогоплательщики с базовой ставкой, а «Транснефть» и ее дочерние общества с 2025 года проходили по специальной норме и право на вычет не имели.
Группа «Волга-Днепр» передаст «Аэрофлоту» восемь грузовых Boeing для финансового лизинга с последующим переходом в собственность перевозчиков. Речь идет о шести Boeing 737–800BCF и двух Boeing 747–400, которые достанутся компаниям группы — «России» и «Победе». Сумма сделки оценивается в $130 млн, новым владельцем самолетов стала компания «НЛК Финанс». Передача ожидается в ближайшее время.
Шесть Boeing 737–800BCF прекратили полеты с февраля 2022 года, их эксплуатировал «Атран». Балансовая стоимость этих самолетов в конце 2022 года составляла 10,5 млрд руб. По данным рынка, экономически выгоднее использовать борта как источник запчастей для собственного флота, чем применять их для перевозки грузов, учитывая стагнацию рынка и высокую стоимость конверсии в пассажирские версии.
Ранее AirBridgeCargo, другая структура «Волга-Днепра», имела четыре Boeing 747–400F, два из которых были возвращены китайскому собственнику BOC Aviation Limited к 2024 году, что позволило снять судебные претензии на $406 млн. На момент февраля 2022 года в сертификате эксплуатанта числилось 13 Boeing 747–8F и 1 Boeing 777F.
Правительство России к 2030 г. обязано обеспечить рост капитализации фондового рынка до 66% ВВП, а к 2036 г. — до 75%, следует из указа президента Владимира Путина 2024 г. Также доля долгосрочных сбережений граждан должна увеличиться до 40% к 2030 г. и до 45% к 2036 г. Цели входят в нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика» в рамках направления «Устойчивая и динамичная экономика».
На конец первого полугодия 2025 г. капитализация рынка достигла 52,1 трлн руб., что составляет около 30% ВВП. Для достижения цели потребуется привлечь на рынок около 8 трлн руб. ценных бумаг, или примерно 1,3 трлн руб. ежегодно до 2030 г. Рынок остается узким: в 2024 г. IPO провели 15 компаний, привлекая в среднем по 5,4 млрд руб.
Эксперты подчеркивают, что ключ к росту капитализации — привлечение новых эмитентов, включая компании IT, финтеха, ритейла и химической промышленности, а также возвращение зарубежных инвесторов. Кроме того, необходимы стимулы для инвесторов, включая налоговые льготы, а также использование ресурсов пенсионных фондов и страховых компаний для размещения долгих денег на бирже.
Нефтяные компании смогут получить выплаты по топливному демпферу за сентябрь в случае его корректировки, а именно увеличения точки отсечения на 10 процентных пункта, подсчитали для ТАСС аналитики исследовательской группы «Петромаркет».
Эксперты напомнили, что согласно действующим правилам выплаты демпфера по бензину обнуляются, если среднеарифметическое за календарный месяц значение ежедневного территориального биржевого индекса первичного рынка для европейской части России для АИ-92 на 10% превышает базовый уровень цены на продукт.
Источник: tass.ru/ekonomika/25190775
Сбербанк завершил перевод автокредитного портфеля ДрайвКлик-банка в свою материнскую структуру и планирует ликвидацию специализированного банка в следующем году. Более 370 тыс. договоров, или свыше 95% автокредитов клиентов, уже перенесены на баланс Сбербанка. Оставшиеся кредиты будут переведены в рамках заключительных процедур в начале 2026 года.
Объединение бизнеса позволяет банку усилить позиции в сегменте автокредитования. По данным на 1 июля, крупнейший портфель у ВТБ — 614,1 млрд руб., Сбербанк — 587,5 млрд руб., Т-банк — 586,7 млрд руб., Совкомбанк — 512,9 млрд руб. Остальные банки имеют портфели менее 150 млрд руб. Присоединение специализированного банка дает преимущество в периоды охлаждения рынка, обеспечивая рост портфеля и расширение партнерской сети дилеров и производителей.
ВТБ, Т-банк и Совкомбанк ранее применяли аналогичную тактику: присоединяли банки с активным автокредитным бизнесом, что стимулировало рост портфеля и партнерской сети. Эксперты отмечают, что неорганический рост — через присоединение специализированных игроков — оказывается эффективным инструментом на рынке с ограниченным объемом первичных выдач.
В первом полугодии 2025 года объем проблемных активов лизинговых компаний вырос почти в полтора раза и достиг 490 млрд руб., следует из данных «Эксперт РА». Их доля в чистых инвестициях в лизинг поднялась на 2,7 п. п., до 8,3%. Основной причиной стало снижение платежеспособности клиентов на фоне высоких ставок и последствий агрессивного роста рынка в 2023–2024 годах.
Особенно сильно увеличилась доля изъятого имущества — с 3,3% до 5,5%. Просроченная задолженность более 90 дней (NPL90+) выросла с 2,3% до 2,8%. Основной рост изъятий пришелся на сегмент грузовых автомобилей, на который пришлось 64% от общего объема. Так, в стоке «Европлана» находится около 5 тыс. машин, из них 40% — коммерческие авто, 30% — легковые и 30% — спецтехника и автобусы.
Эксперты отмечают, что транспортные средства имеют ликвидный вторичный рынок, поэтому лизингодатели предпочитают их изымать для последующей реализации, вместо накопления задолженности. При этом компании стали эффективнее управлять реализацией изъятого имущества. В «Европлане» заявляют, что объем стока стабилен и ежемесячно реализуется порядка 1 тыс. автомобилей. Во «Флит Автолизинге» пик изъятий пришелся на второй квартал, но к третьему кварталу показатели начали снижаться.
Доля отказов по заявкам на потребительские кредиты в августе 2025 года увеличилась на 4,7 процентных пункта (п. п.) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составила 74,1% (в 2024 году - 69,4%). Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Национального бюро кредитных историй (НБКИ) со ссылкой на данные кредиторов, передающих сведения в бюро.
По данным НБКИ, по сравнению с предыдущим месяцем доля отказов по заявкам на потребкредитыв августе 2025 года снизилась на 1,8 п. п. (в июле — 75,9%), а по сравнению с пиковым значением показателя в начале весны 2025 года - на 3,2 п. п. (в марте — 77,3%). При этом доля отказов по заявкам на потребкредиты снижается второй месяц подряд.
Среди 30 регионов-лидеров по количеству поданных заявок на потребкредиты наибольшие доли их отказов в августе 2025 года были отмечены в Новосибирской области (76,2%), Краснодарском крае (75,7%), а также в Омской (75,7%), Кемеровской (75,5%) и Волгоградской (75,4%) областях.
Источник: tass.ru/ekonomika/25190319