Блог им. IgorPanin

Инвестиции в недвижимость: миф о безоговорочной надёжности

В России широко распространено убеждение: финансовые инвестиции — рискованны, а покупка квартир гарантированно приносит прибыль, поскольку недвижимость неизменно растёт в цене. Проверим это утверждение на данных Росстата о средней стоимости квадратного метра в России за 2000–2024 гг.
Инвестиции в недвижимость: миф о безоговорочной надёжности

Номинальные показатели: впечатляющий рост

Согласно официальной статистике:

  • В 2000 году средняя цена 1 м² составляла:

    • на первичном рынке — 8678 руб.;

    • на вторичном рынке — 6139 руб.

  • В 2024 году показатели выросли до:

    • первичный рынок — 174686 руб.;

    • вторичный рынок — 111280 руб.

За 24 года номинальная стоимость квадрата увеличилась в ~20 раз. На первый взгляд, это подтверждает тезис о выгодности квартирных инвестиций.

Но есть нюанс: инфляция

Рубль за 24 года заметно подешевел. Если пересчитать цены с учётом инфляции (за базу возьмём 2000 год), картина меняется:

  • на первичном рынке цена выросла в 2,08 раза (+3,1 % в год);

  • на вторичном — в 1,88 раза (+2,7 % в год).

То есть реальная доходность гораздо скромнее, чем кажется на первый взгляд.

Инвестиции в недвижимость: миф о безоговорочной надёжности

Что ещё показывает анализ

  1. Пик был давно. Максимальная реальная стоимость квадратного метра пришлась на 2007–2008 годы. Даже бурный рост цен в 2019–2024 годах не позволил рынку вернуться к тем показателям.

  2. Долгий застой. С 2008 по 2019 год цены фактически не росли — а с учётом инфляции даже падали.

  3. Первичка vs вторичка. До 2016 года вторичка стоила дороже новостроек. Но после запуска льготной ипотеки ситуация изменилась: сейчас первичный рынок опережает вторичный примерно на 57 % (по данным Росстата). Однако, на вторичном рынке часто занижают официальную стоимость в договорах. Поэтому реальная разница в ценах между первичкой и вторичкой, скорее всего, меньше, чем показывают официальные цифры.

 

Вывод

Миф о том, что недвижимость — это беспроигрышный способ сохранить и приумножить деньги, не выдерживает проверки фактами.

Да, в долгосрочной перспективе квартиры дорожают. Но:

  • рост далеко не такой впечатляющий, как кажется на первый взгляд;

  • бывают долгие периоды стагнации и даже падения реальной стоимости;

  • рынок сильно зависит от госпрограмм и экономической ситуации.

Так что, прежде чем вкладывать деньги в квартиру, стоит хорошенько подумать и оценить все риски. Недвижимость — тоже инвестиционный инструмент со своими плюсами и минусами.

Ссылка на данные и анализ docs.google.com/spreadsheets/d/1BWGP7Laau7gvuGrF9X5ET7RaYy9M_5ImLac30wGFH0Q/edit?usp=sharing



7.5К | ★6
29 комментариев
Игорь, надо уточнить, что как только инвеститор покупает первичку, она тут же становится вторичной и его EV резко падает на 20-30%. Это первое, что стоит учитывать
avatar
Андрей Млодик, вы абсолютно правы. В дополнение, ещё и коммуналку необходимо платить, что дополнительно снизит потенциальный инвестиционный Доход.
avatar
Вопрос остаётся открытым, что лучше отрасло на этом отрезке времени? NVDA, BTC, GOLD или что-то другое?
avatar
ну так в итоге в реальном выражении цены росли на 3% годовых, плюс сдача в аренду (если именно как инвестиция говорим). Откуда вывод, что 
Миф о том, что недвижимость — это беспроигрышный способ сохранить и приумножить деньги, не выдерживает проверки фактами.
avatar
АлБ, это вывод статиста, а не реального практика и инвестора в недвижимость.
avatar

Император, вы правы. Сам пост о том, что сама по себе недвижимость- еще не залог успеха. Чтобы она являлась средством сбережения денег, она должна приносить доход. И как и с любыми активами, есть хорошие и не хорошие моменты для покупки, также как и квартиры есть хорошие и не очень.

Насчет рынка акций также полностью согласен, напишу про анализ рынка акций в одном из следующих постов. 

avatar
Игорь Панин, конечно, еще надо с умом инвестировать, можно на стагнирующем и даже падающем рынке недвижимости покупать объекты которые будут расти в цене на этом периоде или сдаваться по хорошей ставке в аренду. Не всегда правильно оценивать рынок и инвестиции в него по общим тенденциям как рынок недвижимости так впрочем и рынок акций, конечно бывают времена когда всё растёт в которые не надо особо думать, как говорится «воткни и палку она начнет расти как дерево»
avatar
А как насчет арендного дохода? Вывод поста странный). Как и сам пост)).
Я инвестор в недвижимость, который имеет реальный арендный доход (можно посмотреть у меня в постах), могу сказать, что недвижимость намного стабильнее и предсказуемей акций по денежным поступлениям. Хорошие квартиры сдаются годами и в любой кризис люди снимают квартиры, потому что нужно где-то жить.
Но выбирать между недвижимостью и фондовым рынком может либо человек с совсем небольшим капиталом из-за высокого порога входа в реальный объект, либо не понимающий сути инвестирования. Здравомыслящий человек с деньгами не будет делать выбор и проинвестирует в оба эти инструмента, и таким образом сбалансирует риски.
avatar
AntonyEngineer, это какой-то мамкин инвестор лет 20 отроду похоже. 
К тому же если в 2000-м купить норм недвижимость, то сегодня, когда построили очень много нового жилья по окраинам, то, купленное 25 лет назад жилье уже где-то ближе к центру располагается, и доходность и в стоимости, и в аренде гораздо выше.
Если сегодня покупать — то да, нужно очень хорошенько подумать, но ведь пост не об этом?
avatar
AntonyEngineer, По-моему ТС о том же хочет донести, только для другой стороны, которая кроме бетона не признает инструментов для инвестиций.
avatar
AntonyEngineer, У меня знакомый есть которому я пытаюсь донести что считаю бетон малоликвидной инвестицией и для тех кто уже имеет некий капитал, а он почему то считает что я в целом против инвестиций в бетон.
avatar
Oleg Kotov, да, ликвидность у недвижимости и правда низкая, и порог входа условно от 2-3 млн. Но в этом есть как минусы, так и плюсы. Из-за низкой ликвидности и затяжных процедур по купле-продаже рынок недвиги не подвержен резким скачкам, подобно тому, как рынок акций может вырасти или упасть на 30% неделю. Из-за этого люди владеют объектами более осознанно и не играют с ними в «Дэй-трейдинг»))
К стати, примерно так же ведут себя фонды недвижимости на бирже. Для неквалов там порог входа сейчас примерно 90 тысяч и традиционно низние обороты торгов без резких скачков цены.
avatar
AntonyEngineer, правильно пишите, на горизонте инвестирования где-то лет 20 лично у меня недвижимость себя показала лучше фондового рынка, хотя свои плюсы есть и у акций с облигациями. Если грамотно покупать недвижимость, видеть перспективы, ловить моменты хороших цен для покупки или продажи, брать коммерческие помещения под сдачу с хорошим спросом арендаторов, то недвижимость это и надёжно и доходно и перспективно. Все другие инструменты конечно надо иметь для инвестирования, это как обязательное условие грамотного и развитого инвестора.
avatar

Если пересчитать цены с учётом инфляции (за базу возьмём 2000 год), картина меняется:

  • на первичном рынке цена выросла в 2,08 раза (+3,1 % в год);

  • на вторичном — в 1,88 раза (+2,7 % в год).

Если выше инфляции, этого достаточно, чтобы говорить о высокой надёжности. В плане сохранения денег
avatar
«Долгий застой. С 2008 по 2019 год цены фактически не росли — а с учётом инфляции даже падали.»

А этот вывод у автора вообще неправильный. Если бы цены с учётом инфляции падали, то график опустился бы ниже единицы. Раз выше одного, значит, цены росли быстрее инфляции. Просто не так быстро росли, как в двухтысячные.

Солнечный хорёк, если вы посмотрите на график, то в 2008 году цена была не 1, а 2.25 на первичном рынке и 3.25 на вторичном, соответственно любое опускание ниже этих цифр означает падение относительно 2008 года. На 2024 год видим цифры примерно 2.1 и 1.9.

То есть цены с учетом инфляции стали ниже, чем в 2008 году. ТО, что вы приводите, это относительно 2000 года, там цены стали выше, о чем я и пишу. Но это как раз и говорит о том, что как и других активов есть правильные и не правильные моменты для покупки недвижимости :)

avatar
С недвигой как и со всеми инструментами инвестирования, покупай на лоях, продавай на хаях. Но будущего не знает никто. Арендный бизнес это ещё тот геморрой.
Главное правило это диверсификация.
avatar
Неплохо бы провести такой анализ с золотом, ОФЗ, акциями, валютой. И сравнение всех этих инструментов на длительной дистанции.
avatar
Сергей Морилов, это в планах. Данные по золоту, акциям и валюте уже готовы. По облигациям пока не делал. В следующих постах постараюсь обо всем написать 
avatar
Это подсчет не инвестора, а спекулянта. Люди инвестируют в недвижку и живут на доходы от ренты. Две однушки в среднем приносят среднюю зп в городе(если обобщенно). Рост покрывает инфляцию, а рента это доход сверх инфляции, т.е. реальный доход
avatar
InvestinginRussia, Не всем интересен геморрой с арендный бизнесом. В Подмосковье нужно три однушки, что бы получать среднюю зп по городу, примерно 90 т. А стоят они 3×8 мультов.
Вот и считайте доходность.
avatar
Сергей Морилов, квартира стоимостью 8млн должна больше приносить, вы про какой город говорите? Я озвучил средние цифры, в некоторых городах пузырь надут, в северных городах тоже немного по другому может быть и т.д. Но суть моего комментария в другом, кому не нужен «Геморой» с арендой тем просто не стоит лезть, но кривые подсчеты то для чего делать)) если уж берутся считать доходность в недвиге то хоть какая то экспертность должна быть, подкрепленная практикой. А тут статья человека который никогда в недвижку не вкладывал, зачем покупать недвигу если не сдавать в аренду(да, бывают очень богатые люди, которые просто покупают чтоб деньги в деньгах не держать, но это единичные случаи). Просто такое сплошь и рядом, что в ютубе, что тут, неправильные подсчеты доходности в недвижке.
avatar
InvestinginRussia,
Например, Мытищи в Подмосковье. Однушка стоит около 8 млн на вторичке, Сдача 35-37 т месяц минус ЖКХ 6-7 т в месяц. Плюс сопутствующий геморрой.
Те кто покупал недвигу до 2019 г, у них другая, более радужная картинка в доходностях.
Смысл моего просто в том, что все нужно делать вовремя.
avatar

Сергей Морилов, вижу, мой пост не понравился некоторым «квартирным инвесторам». Предлагаю не обращать внимания на людей, которые вместо конструктивной критики и фактов переходят на личности, этим они и так показывают свой профессиональный уровень 

P.S. Я всегда за конструктивную дискуссию и готов менять свое мнение. Безусловно, интересно провести анализ доходности арендной недвижимости с учетом коммунальных платежей и амортизации, что может быть темой для отдельного материала, который никак не инвалидирует написанного в этом посте 

avatar
Игорь Панин, почему повесили клеймо «квартирный инвестор»? Недвижка для меня не всё. И что значит понравился или не понравился, я указал на ошибки в подсчете, вы про ренту ни слова не написали, но выводы сделали. Вы февраль 22 года в активах встретили?
avatar
Сергей Морилов, про вовремя это да, как и в других активах. Сейчас кстати возможно вовремя для вторички, потому как рыночная ипотека недоступна они сильно отстали от новостроек, и если кс когда то станет нормальным то цена за вторичку приблизится к первичке
avatar
3. Смешной пункт. У первички цена завышена на 40%, заниженный % по ипотеке уже включен в цену. Брать ипотеку от 12млн руб это что-то )
avatar
Согласна с автором, если перевести в валюту, то стоимость квартиры упала в разы с 2013 года.
Астролог--Лариса Владимировна, Все фиатные валюты обесцениваются. Нужно считать в золоте.
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Акции Норникеля вошли в десятку самых популярных бумаг на бирже
На днях Мосбиржа поделилась итогами работы за 2025 год . Количество частных инвесторов за 12 месяцев увеличилось на 5 млн до 40,1 млн, открыто 76...
Фото
📈 Почему важно инвестировать в компании с понятной логикой роста
Инвестору важно не просто видеть рост цифр, а понимать, откуда он берётся. Когда динамика объяснима, к ней проще относиться спокойно — без...
ЛУКОЙЛу снова продлили лицензию на выход из зарубежных активов
Американское управление по контролю за зарубежными активами OFAC выдало российскому ЛУКОЙЛу новую лицензию на выход из зарубежных активов, но уже...
Фото
Обзор данных Росстата по выработке электроэнергии в РФ в ноябре 2025г. и по потреблению энергии в декабре 2025г.
Росстат представил данные по выработке электроэнергии в РФ в ноябре 2025г.: 👉выработка электроэнергии в РФ — 104,59 млрд кВт*ч. ( -2,69%...

теги блога Игорь Панин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн