Ответы на комментарии пользователя BobbyKotick
BobbyKotick, у моей бабушки 1889г.р обручальное кольцо было серебряное.
Причем, семья была самая богатая в деревне Черемисская на реке Межа (Костромская область).
Золотых вещей у бабули не было. Была машинка Зингер (не шпулечная, а ранняя) за эту машинку была отдана половина урожая пшеницы с огромного поля.
У дедушки были серебряные карманные часы на серебряной цепочке из недорогих швейцарских или немецких.
Не знаю, когда у бабушки появились наручные швейцарские часы (прямоугольные 15х30мм циферблат, с маленьким циферблатом дней недели). Возможно, дед с войны притаранил из Берлина.
Главным препятствием к свадьбе, упоминающимся в челобитных от обеспокоенных родственников жениха, являлась чрезмерная цена за невесту или — что, в сущности, было одно и то же — бедность женихового двора. Каменщик Гришка Савельев в челобитной от августа 1692г. писал: «Я сирота стал уже в совершенном возрасте и намерение у меня сироты есть чтоб женится а жинится мне сироте не чим по тому гедр что в мнстрских ваших вотчинах у которых кстьян двки есть и оне просят за них днг много а мне сироте днг взять негде». Гришка просил архимандрита Игнатия приказать крестьянину Андрею Алексееву из Заборья отдать замуж свою дочь Матрену, и Игнатий пошел ему навстречу. Или как выражался в своей челобитной от сентября 1693г. Сидорка Казмин, называвший себя «скудной крестьянинец»: «Снишка женить за скудостью нечим а добровольно нихто моя братия кресьтине за снишка моего без денежно не даст»…3 рубля в те годы примерно соответствовало 5 граммам золота, так что золотые обручальные кольца могли позволить себе только очень зажиточные люди.Вероятно, обычный выкуп во всех селах, принадлежавших Солотчинскому монастырю в Рязанском уезде, составлял около трех рублей. Такую плату монахи пытались в 1696г. установить за девушек из Романова, выходивших замуж за пределы владений; вероятно, они ориентировались на рыночную цену за невесту, принятую в крестьянской практике. Такую же сумму — три рубля — предлагал уплатить монастырю один отец из Солотчи за привилегию выдать свою дочь замуж по собственному выбору, а не за жениха, назначенного архимандритом. Три рубля для солотчинских крестьян были большими деньгами, для большинства из них далеко превосходя сумму ежегодного оброка или даже общий денежный эквивалент оброка и барщины. По другой мерке, три рубля рабочие в XVII веке (тоже в основном из крестьян) зарабатывали за 100 дней, получая в среднем по 3 копейки в день, а каменщики, получавшие по 8 копеек в день, зарабатывали за 37 дней. Неудивительно, что по словам многих солотчинских крестьян, женить своих сыновей им было не по кошельку.