Блог им. CaptainFIRE

🏠 Сколько лет жизни вы готовы отдать за бетон? Или доступность недвижимости в РФ в XXI веке

🏠 Сколько лет жизни вы готовы отдать за бетон? Или доступность недвижимости в РФ в XXI веке

Продолжаю цикл «карманных исследований» о России 21 века, сегодня поговорим о доступности жилья в РФ и узнаем, когда для россиян было лучшее время для покупки недвижимости, а также сколько лет жизни стоит однушка для среднестатистического гражданина России.

* Перед началом отмечу, что при исследовании использовались официальные данные приведенные на сайтах Росстата и ЕМИССа.

📝 Подготовка к исследованию

Для исследования были взяты следующие параметры:

1) Среднегодовая номинальная заработная плата в целом по РФ с 2000 по 2024 год;

2) Медианная заработная плата с 2019 по 2024, с 2000 по 2018 гг — рассчитал эмпирически на основе известных данных;

3) Средняя цена 1 кв. метра общей площади квартир на рынке первичного жилья в целом по России;

4) Средняя цена 1 кв. метра общей площади квартир на рынке первичного жилья в Москве.

Собственно почему взяты 2 вида зарплат? — все просто, нас интересует среднестатистический россиянин по уровню ЗП, средняя зарплата же сильно искажает реальное положение дел, но по ней есть все официальные данные.

А вот медианная ЗП, наиболее правдоподобно показывает уровень заработка типичного россиянина, только вот официальных данных по ней не хватает, поэтому приходится высчитывать вручную, вводя дополнительный коэффициент.

 🏠 Сколько лет жизни вы готовы отдать за бетон? Или доступность недвижимости в РФ в XXI веке
Данный коэффициент умножается на среднегодовую ЗП россиян с 2000 по 2018 гг

По этой причине, если кого-то не устроят расчетные данные по медианной ЗП, то можно обратиться к «среднему значению по больнице».

Итак, чтобы построить график, представленный на обложке нам необходимо взять данные по среднегодовой цене за 1 кв. метр в РФ и Москве за 25 лет и разделить на 2 вида зарплат, также взятых по среднему значению за год с 2000 по 2024 гг.

Таким образом, мы получим количество месяцев необходимых для покупки 1 кв. метра в целом по РФ и отдельно в Москве при откладывании 100% сумм с медианной и средней ЗП на интервале 25 лет.

📊 Доступность жилья в РФ в XXI веке

Давайте, обратимся к графику:

 🏠 Сколько лет жизни вы готовы отдать за бетон? Или доступность недвижимости в РФ в XXI веке

Перед тем, как начнем анализировать данный график, отметим, что в начале нулевых у многих людей была, так называемая, серая зарплата (как правило больше официальной Росстатовской).

Высчитать ее среднее значение не представляется возможным, однако можно заключить в уме, что в начале 00-х людям требовалось меньшее количество месяцев для покупки 1 кв. метра.

Какие выводы можно сделать посмотрев на график:

1) Цены на недвижимость в Москве минимум в 2 раза выше, чем в среднем по стране, при этом они еще и сильно волатильны;

2) Худшим временем для покупки недвижимости был канун кризиса 2008-2010гг, когда обычным работягам на 1 кв. метр в Москве (113 501₽) пришлось бы копить 13 полных зарплат (1 год и 1 месяц на минуточку). В регионах 1 кв. метр (47 482₽) отнял бы 5,5 месяцев жизни;

3) Самым лучшим временем для покупки недвижимости был период с 2017 по 2021 год включительно. Думаете, что цены на жилье снизились? — как бы не так! За это время цена за 1 кв. метр выросла на 94,7% (Москва) и на 73,8% (Россия). Просто темпы роста зарплат относительно темпов роста недвиги вышли на пиковые значения;

4) За 25 лет цена 1 кв. метра для среднестатистического гражданина России колебалась от 2 до 6 его зарплат.

⌛️ Сколько лет стоит однушка ? 🏠 Сколько лет жизни вы готовы отдать за бетон? Или доступность недвижимости в РФ в XXI веке
Ответим на этот вопрос взяв актуальные данные за 2025 год, но сначала определимся с самой распространенной площадью однокомнатной квартиры.

По данным Росстата за 2024 год, средняя площадь однокомнатных квартир в России составила 37,4 кв. м., от этой цифры и будем считать.

📌 Среднемесячная номинальная зарплата в июне 2025 года — 103 183₽;

📌 Медианная зарплата за июнь 2025 — 66 000₽;

📌 Средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на первичном рынке жилья в РФ — 205 098₽;

📌 Средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на первичном рынке жилья в Москве — 406 627₽.

Из вышеприведенных данных несложно посчитать, что

1) Среднестатистическая однушка в РФ на первичке стоит порядка — 7 670 665₽

2) Среднестатистическая однушка в Москве на первичке стоит порядка — 15 207 850₽

«Типичный» россиянин, откладывая 100% с медианной зарплаты будет копить:

1) На однушку в РФ — 116 месяцев или 12 лет и 8 месяцев

2) На однушку в Москве — 230 месяцев или 19 лет и 2 месяца

Граждане, откладывающие 100% со средней зарплаты по РФ будет копить:

1) На однушку в РФ — 74 месяца или 6 лет и 2 месяца

2) На однушку в Москве — 147 месяцев или 12 лет и 3 месяца

🥕 Заключение

Резюмируя вышесказанное можно с уверенностью утверждать, что приобретение собственной недвижимости для обычного работяги из России задача, как минимум нетривиальная, и скажем, положа руку на сердце, практически не выполнимая без внешних мер поддержки (ипотеки, льгот и прочего).

Так как пример взят максимально упрощенный со 100% откладываниями с ЗП, без учета инфляции и прочих душных нюансов.

Идеальный интервал времени для покупки жилья был с 2017 по 2021 год, этот факт немного развенчивает миф о лучшем народном периоде — 2011-2014 гг.

Однако окончательный ответ на вопрос о лучшем времени для населения по уровню благосостояния в современной России, мы узнаем в следующей тематической статье.

---

Послесловие от автора:

Здравствуй дорогой читатель! Я очень рад, что ты дочитал до этого момента, ведь это означает, что статья тебя действительно заинтересовала, ну или ты просто любитель поскроллить ленту вниз, и это очень ценно, ведь в нашем быстроменяющемся мире с вот этими вот ИИ, нейросетями и прочим «искусственным апгрейдом» очень легко пропасть из инфополя среди искусственно наштампованных за пару минут статей. И весь авторский, человеческий труд множится на ноль.

Поэтому я просто хотел сказать спасибо, что читаете, задаете вопросы, выдвигаете конструктивную критику, показывая, что вам интересны и небезразличны темы, о которых я пишу. Надеюсь, что увидимся с вами в следующей статье, ну, и в комментариях конечно.

С уважением, Captain — провожу интересные исследования и рассказываю о том, как создаю Собственный Пенсионный Фонд.
15К | ★15
153 комментария
Как считаете вы, реально ли сейчас купить недвижимость без ипотеки или кредита?
avatar
CaptainFIRE, реально
avatar
Вадим, У вас получилось?
avatar
CaptainFIRE, Скоро бетон никому будет не нужен. Благодаря смартфонам и виртуальной реальности, можно находиться в любом месте, а ощущать себя во королевском дворце или на огромной яхте у красивого острова. Бетон- это пережиток прошлого. Рабочему классу бетон не нужен, ведь он туда приходит только спать.

Уютные ячейки для сна давно созданы, никакая ипотека не нужна. Работодатель может устанавливать такие ячейки прямо на работе. В итоге исчезает потребность в бетоне, ипотеке, автомобиле, кредите за автомобиль. А значит можно снизить оплату труда, что в итоге приведёт к росту ВВП страны.

Диванный аналитик-практик, Что-то из разряда: "Первому игроку приготовиться"?
avatar
Диванный аналитик-практик, опять же в гости можно  недалеко ходить. Всё продуманно!
avatar
Диванный аналитик-практик, скрепно. Главное, чтобы 1 канал была возможность лицезреть.
avatar
Likinsson, уж в условиях такой мини ячейки грех не сделать так, чтобы возможности НЕ смотреть не осталось в принципе
avatar
Диванный аналитик-практик, А так же, по многочисленным просьбам трудящихся, это даст возможность поднять зарплаты чиновникам, генералам и депутатам. 
avatar
CaptainFIRE, у меня получилось. Я в Перми живу
avatar
CaptainFIRE, да, могу еще пару квартир купить хоть завтра
avatar
CaptainFIRE, я купил в подмосковье 15 лет назад… часть накопил, часть по родственникамм стрельнул... 
avatar
Валерий Крылов, родственники предоставили беспроцентную рассрочку? 
avatar
CaptainFIRE, да, мама подарила просто, отец дал взаймы
avatar
Валерий Крылов, ключевое тут — даже не родственники, а 15 лет назад. После Ковида другие правила, увы.
avatar
BobbyKotick, всё реально. Без всяких родственников люди покупают жильё в Подмосковье или областных центрах даже с текущими ценами. В Москве большинство знакомых брали ипотеку как раз в тот период (Новая Москва или за МКАД), позже даже в МСК, правда площади сократились (студии/однушки/апартаменты). Только один взял трёшку в старом фонде в ипотеку в одиночку и слегка надорвался. 
CaptainFIRE, На однушку в Москве — 230 месяцев или 19 лет и 2 месяца
К выходу на пенсию как раз можно успеть.   Чтобы откинуть копыта в своём бетоне, а не съёмном.
Диванный аналитик-практик, Зато у детей уже будет)
avatar
CaptainFIRE,  Зато у детей уже будет)
У детей будет конфликт на бетонной почве во время дележа, перестанут общаться. Бетон не может являться целью жизни рабочего! Цель- это труд во благо ВВП страны, чтобы можно было наращивать вооружение, а не тратить силы на бетон.
Диванный аналитик-практик, Цель жизни рабочего часто не совпадает с целью жизни человека.
avatar
Диванный аналитик-практик, уверен, Вы будете участником первой диванной войны 2042 года)
avatar
Диванный аналитик-практик, наращивать вооружение))) красивый сарказм)) 
avatar
CaptainFIRE, реально купить всё, что угодно... 
не считаю себя самым умным, но к полтиннику у меня получилось… практически всё)
мой секрет прост: не платить дорого (не брать кредиты) и больше думать не о том, что купить, а о том, как увеличить приток капитала).
ах да… чуть не забыл)… конечно же везение)))
avatar
CaptainFIRE, реально, если у тебя есть XX млн рублей, а недвижка стоит XX-0.2 млн руб. Не благодарите!
avatar
CaptainFIRE, нет
avatar
CaptainFIRE, конечно, сколько месяцев копить..12 лет и 3 аха 147, значит берешь 147 работ, делаешь их за месяц и считай дело в шляпе. 
avatar
Константин Р, как говорится, в каждой шутке лишь доля шутки. Мне кажется, тут и кроется секрет: надо не [только] работать самому, а организовать работу других так, чтобы получать с этого выгоду. Собственно, ещё Эдисон эту мысль сформулировал и на своем примере доказал ее эффективность
avatar
Роман Нечаев, это не важно, шутки нет никакой — из знакомых кто покупал без мам-пап, все работали на 2 работах с подработками. Не 147 конечно, но считать надо как то так — а там кто на что горазд, или босом стать или вот так вот.  
avatar
CaptainFIRE, реально. Берите рассрочку, но не в Москве ;)
Ярослав Кочергин, Только не рассрочку. Читайте правила
avatar
Goran Malcovich, почему? Есть нормальные застройщики с вменяемыми условиями рассрочки и даже без % и повышения цен к объекту + всё по закону (эскроу-счет в том числе). Совершил так несколько покупок.
CaptainFIRE, считаю, что реально, если без понтов, и начать с комнаты в общаге, коммуналке или доли в квартире в Туле. Если в Тульской области, то в эту же цену будут уже отдельные квартиры. Из Ясногорска, Венева, Тулы, Новомосковска нет проблем ездить на работу в Москву (если у кого есть желание работать, многие так и делают). Тула — мировой лидер по занятости (на 1 безработного в среднем 15 вакансий), так что можно в Москву только развлекаться, а работать в Туле. Если кто-то приехал в Тулу, то всё, жизнь удалась
avatar
Сергей Семин, 
на 1 безработного в среднем 15 вакансий
в большинстве мест так, только зп до 30тр. 
avatar
Константин Р, если кому-то нужны деньги, то можно клеить обои, 1 рулон 3.000 руб, 2 рулона в день х 22 дня = 132.000 р/мес чистыми?
avatar
Сергей Семин, не видел вживую людей, которые готовы каждый день кататься на электричке в Москву. Тульские все в Москве или Подмосковье снимают. Вот из Обнинска некоторые катаются, но это сумасшедшие. В 15-30 км от Москвы до работы ехать 2 часа на электричке и других видах транспорта, а вы за 100 км предложили. Работайте у себя в Туле ;)
Все прогнозируют падение недвижимости, а она растет растет и растет. А так я по поводу цен вообще не беспокоюсь. Правительство введёт ещё один "гениальный" способ (по типу льготной ипотеки) поднять демографию и все — цены вверх и все что ты копил не хватит)
avatar
Fond&Flow, Получается остаются только 3 варианта приобретения недвижимости: 1) Выполнять план правительства по демографии. 2) Наследство. 3) Зарабатывать ещё больше.
avatar
CaptainFIRE, Получается так
avatar
Fond&Flow, Тебе какой больше импонирует?
avatar
CaptainFIRE, работа над демографией усложняет путь к достижению личных целей, причем существенно
avatar
Fond&Flow, если считать в настоящих деньгах — золоте, то недвижимость непрерывно падает в цене с 2008 года. А в рублях, турецких лирах, аргентинских песо и т.п. ожидать падения цен несколько неразумно )
avatar
Ив Ив, Настоящие деньги- это цифровое золото- биткоин. В биткоине и обычное, так называемое золото падает непрерывно. 
Диванный аналитик-практик, вообще-то мы до сих пор топчемся на уровнях 2021 года по этому соотношению. ru.tradingview.com/chart/?symbol=RUS%3ARI1%21
avatar
Fond&Flow, если недвига не растет в рублях, значит она падает на 10-15%
avatar
Fond&Flow, есть другой гениальный способ. Который обнулит вложения бетонных инвесторов. Даже два! Социальное жилье, без права собственности, но на длительный срок. И, как альтернатива, задрать коммунальные платежи до небес тем у кого превышены пороги по метражу или квартирам. Самое «замечательное» в долгосрочном инвестировании в бетон, это то что его с собой в чемодане не увезешь. Так что для жизни бетон норм, а как инвестирование — государство приготовит сюрпризы.
P.S. Если б сразу пошли по этому пути, то построено метров было бы больше, нуждающихся было бы меньше. И любой кретин при кабале на двадцать лет в ползарплаты (это еще оптимистично) своей будет не о демографии думать, а о выплате ипотеки.
avatar
Иванов Петр, как только перестанут массово ипотеку хапать, так они коммуналку задерут, чтобы компенсировать выпадающую прибыль. А для пенсов сделают льготки.
все-таки ипотека в 2018 была хорошим решением
avatar
AlexW3, Я бы сказал ювелирным)
avatar
CaptainFIRE, у меня так в 2011.
avatar
AlexW3, сколько тогда было%?
avatar
AlexW3, в 2018 г. хорошим решением был билет на самолет с серебристым крылом. А ипотека — фактор риска, причем не только финансового риска.
avatar
Likinsson, и куда сей самолёт?
avatar
аренда тоже ничего хорошего. инфляция все съедает. на сколько выросла аренда жилья в Москве за пять лет? раза в полтора-два наверное
avatar
Кот.Финанс, Если не больше. Причём не факт, что при всей вашей платежеспособности в один момент вас попросят на выход.
avatar
CaptainFIRE, да у аренды свои минусы
avatar
Кот.Финанс, Это история для очень богатых людей, которые живут в арендованных виллах и особняках.
avatar
CaptainFIRE, да, не факт, что попросят. Могут и не попросить.
avatar
John Wayne, Я бы на себе не хотел проверять
avatar
John Wayne, скорее попросят. Зачем нужен пенс-арендатор, у которого в любой момент могут кончится деньги или вообще того гляди помрет у тебя в квартире? Думаю, со временем в объявлениях наряду с ограничением «без детей и животных» обычным станет «пенсионерам не сдаем». Как-то же надо будет отсеивать всех тех, кто сегодня говорит «да нах мне ваш бетон, аренда дешевле и удобнее»
avatar

Alex_Kukolevsky, у пенса-арендатора пенсия вдруг закончится? Ну-ну. А и помрёт — так какая беда? Вынесут вперёд ногами — всего и делов. Бывают и такие пенсы, которые арендодателей переживут.

Как-то же надо будет отсеивать всех тех, кто сегодня говорит «да нах мне ваш бетон, аренда дешевле и удобнее»

А вот это уже, как я понимаю, просто ваш крик души, а не нечто имеющее рациональные мотивы.
avatar
CaptainFIRE, то что вы купите в ипотеку и поменяете работу и вам придется ездить на другой конец города — примерно такая же вероятность, если не больше.
Кот.Финанс, за 8 лет рост в 1.8 раза = +7.6% в год. Почти точно по официальной инфляции — она за тот же период составила 68% = +6.7% в год.
avatar
Кот.Финанс, аренда выросла с 25K-28K + счётчики до 35K-40K + счётчики за убитую квартиру подальше от ТТК, 45K-60K за относительно приличную квартиру или если повезёт (тогда такие стоили 35K-40K). Сейчас за эти деньги только Подмосковье, либо окраина. Любители комфорта берут сразу за 70K-100K (иногда попадаются двушки, чтобы вдвоём арендовать). Это буквально за 5 лет. 

За 40 штук можно было снимать двушку с ремонтом а-ля нулевые в Люблино неподалеку от метро.
есть такое понятие «коэффициент доступности жилья» (КДЖ)
в данный момент этот коэффициент на минимальном за время существования страны — уровне «недоступно»

спасибо схематозникам из правительства
avatar
Viacheslav Ivanenkov, В его расчёте используется семья из 3 человек со средним доходом, что существенно повышает шансы на приобретение. Но правда и метраж жилья увеличен до 54 кв. метров.
avatar
отличная статья… Если ипотека, надо еще эти годы на 3-4 умножить
avatar
Валерий Крылов, А если ещё откладывать менее 50% от ЗП, то можно смело умножать на 2 и более.
avatar
CaptainFIRE, точно, приближаемся к 100 годам :)))
avatar
Валерий Крылов, Скоро рекламные баннеры будут по типу: «Возьмите ипотеку под 25%гг, обеспечьте своих внуков современным жильем» :)
avatar
CaptainFIRE, ахаха хорошая шутка :)))
avatar

Хорошая статья, как раз разработал несколько отчетов по данной теме. Публикацию начну через 10 дней. Автор, тут есть нюанс. Смысла снимать нет, проще взять ипотеку и закрывать за 20-25 лет. В этом случае квартира останется за тобой. Арендные платежи путь в никуда. Тело кредита обесценивается на 97% за тридцать лет. Да в начале тяжело,зато в конце как по маслу. Можно даже досрочно закрывать после 15-20 лет, когда деньги обесценятся. Лучше платить за свою чем за чужую, это выгоднее.

В своем тг канале рассказываю больше лайфхаков. https://t.me/Top1_rieltor_msk

avatar
Александр, тело кредита обесценивается на 87,5% за 30 лет, а это огромная разница. И то это раньше так было, и не факт что в следующие 30 лет инфляция не будет ниже.
avatar
John Wayne,

Можете расчеты скинуть?

avatar
Александр, лучше прямо здесь на пальцах. Расчёты примитивны, чтобы что-то там усложнять. Мои-то расчёты просты. За 10 лет деньги уполовиниваются. За 30 лет остаётся 1/8. Воти получаем из 100% 12,5%.
avatar
John Wayne,

По моим подсчетам деньги теряют половину стоимости за 5 лет. В этом и есть расхождение. В остальном к нас расчеты примерно равны. Спасибо.

avatar
Александр, математически он прав и это скажет вам любой финансовый советник. Дело в другом. Люди морально и физически не готовы платить 30 лет. Рассрочка и ипотека — это стресс, поэтому нормальные пытаются закрыть её за 5-10 лет, максимум 15 лет. Дальше начинаются непрогнозируемые риски потери здоровья и всего остального. Большинство знакомых гасили ипотеку досрочно до эры больших ставок, когда переплаты стали конскими.
Ярослав Кочергин,

В этом и прикол. Сам рассказываю на пальцах людям, что им выгодно брать ипотеку, а они не хотят. 30 лет все равно пройдет. Потом на помойке будут жить, простите за грубость но так оно и есть.

avatar

А как же инфляция? Инфляция съедает цену ипотеки, и увеличивает цену квартиры. 

Пример: моя квартира в 2017 году стоила 3 млн рублей, первоначалка 600к, ставка 11.5%, срок 15 лет, платёж 28к, средняя зп 40к. Я и жена получали 100к и отдавали 30% от зп (ещё страховка, как 13 платёж). Уже через 3 года ставка пошла вниз и получилось рефинансироваться, сократив цену до 23 тысяч, но и зп у двоих была уже 120к, что даже по старому платежу уж не 30%, а 25%. То есть за 3 года платёж сократился на 5%, без учёта рефинансирования и переплат. И так дальше. 

 

Все типовые примеры как у вас не отражаются всей реальности. Вот к примеру на дворе 25 год, у меня на семью уже 220к зп, а платёж уже 13,5% от общего дохода без учёта переплат и рефинансирования. В реальности цена квартиры 7,5 млн, платёж на оставшиеся 7 лет 5300 рублей, которые в принципе не заметны, потому что ЖКХ больше.

 

Теперь если взять прибавить инфляцию, которая у нас в среднем 10% годовых, и к примеру переплачивать не на всю увеличенную сумму, а просто сам платёж. К примеру он 50 тысяч, и в след году платить 55, через год 60,5, и так далее, то ипотека даже на 30 лет в реальности платится 5-7 лет, и всё.

 

 

avatar
Енох, вы забыли ещё, что первоначальный взнос уплатили сразу. А это не менее 20% суммы.
avatar

John Wayne, я же написал первоначалка 600к)

А с учётом что сейчас при средней белой зп женщина получает 400к за рождение ребёнка, мат.кап почти 700к, это уже больше ляма на первоначалку за первого ребёнка каждому добросовестному гражданину от авторитарного кровавого государства.

avatar
Енох, ну так чем хвастаться-то? Вы взяли под процент 2,4 млн, которые в нынешних деньгах где-то 4,5. Платили 28 тыс. В нынешних это 47-48. Постепенно выплатили. Что вас так сильно удивило? Попали на скачок инфляции, которых теперь лет 10 не будет. Тот, кто возьмёт сейчас по рыночным ставкам, влипнет по полной.
avatar

John Wayne, я не хвастаюсь, а говорю как оно есть. Скачок инфляции в России каждые пару лет, а с учётом 15 или 30 лет ипотеке этих скачки у каждого будут и их надо учитывать. 

 

Сейчас брать по рыночной ставке естественно глупо, только по льготной программе, но когда ставку опустят ниже 11% проснуться и НЕ льготники. 

 

И если пересчитать любую от 15ти летнюю ипотеку с взятую в любой год с 2002 года, в рубле естественно, она получится как я и сказал выше 5-7 лет платите, далее сдачи из продуктового магазина хватит на ипотеку.

avatar

Енох, ну вот этот «скачок инфляции каждые пару лет» приводит к тому, что статистически деньги уполовиниваются за 10 лет. За скачком инфляции следует года 4 вообще без инфляции. 

5-7 лет платите

От души так платите. И выплачиваете подавляющую часть кредита. Естественно, что оставшаяся часть является уже незначительной. Ипотека, как залоговый кредит, всегда выгоднее обычного. И ставки по ней не очень высокие. Если инфляция в среднем 9%, а ипотека в среднем под 13-14%, скажем, то переплачиваете вы в итоге процентов 5 за год сверх инфляции. Выплатили за 7 лет — переплатили 35% цены. Посильно это? Посильно. Кто-то переплатит сильно, если попадёт на экономический цикл с низкой инфляцией. Кто-то даже чуть-чуть выиграет, если попадёт на сильную инфляцию, но в среднем так.
avatar
Енох, 700 к мат капиталл, а какие 400 то? Это что за деньги такие?
avatar

Андрей, обычные 140 дней отпуска оплаченные государством.

avatar
Енох, а, я думал что то пропустил)
avatar
Льготная ипотека разогнала цены не рыночными методами, рыночная цена недвиги должна быть в два три раза ниже той что сейчас
avatar
Igor, Да, но льготную пока и не думают убирать..
avatar
Igor, это если верить кадастровой стоимости. Налоговая пересчитывает кадастровую стоимость объектов каждый год. Так вот кадастровая стоимость по реальным объектам отличается от рыночной на 52-72% 
Igor, льготная ипотека разогнала цены только на первичку, на вторичку льгот нет. 
avatar
Ив Ив, Когда после покупки продают первичку она продается как вторичка, поэтому цены на вторичку тоже растут
avatar
Igor, когда продают первичку, ставшую вторичкой, то она внезапно уходит по цене вторички. Кому нужна условная третья очередь ЖК по цене +20% к продающимся рядом квартирам первой очереди, притом уже отремонтированным и без необходимости слушать 6 дней в неделю перфораторы соседей?
avatar
Igor, вот типичный пример — в «Варшавских воротах» продается однушка 36.7 м2 без отделки за 15.9м (при покупке в ипотеку). В двух минутах пешком — ЖК «Варшавское шоссе 141», сдан в 2016 году, там однушка 34.2 м2 с неплохим ремонтом, встроенной мебелью, кухонной техникой, душевой кабиной, кондицинером и прочим фаршем, продается за 13.1м.
Как думаете, что выберет 99% покупателей с кэшем? 1% оставлю на сумасшедших )
avatar
Ив Ив, а у нас реально настолько много граждан с чемоданами кэша? И не знают, бедолаги, куда им приткнуться. Имхо, 9 из 10 покупают в ипотеку. Свободные деньги уже все разошлись.
avatar
Роман Нечаев, правда? А 60 триллионов на депозитах откуда? ))
realty.rbc.ru/news/6784fb7c9a7947f084df0d14
Доля сделок без ипотеки на московском рынке жилья достигла 85%
avatar
Нужно Брать пример с Павла Дурова, у него своей недвижимости нет, чисто аренда.
avatar
AlexLobochevskiy, Были бы у нас доходы, как Павла Дурова))
avatar
AlexLobochevskiy, У меня есть друг, он, кстати, директор инвест компании, на РБК вещает регулярно, так он, будучи обеспеченным человеком, собственную квартиру не покупает,
Снимает в Мск на Остоженке за, какие-то, безумные деньги и в Дубаи,
На вопрос, почему не покупаешь, берет калькулятор, делит стоимость аренды на стоимость квартиры, в которой живет и говорит, что на инвестициях суммы стоимости квартиры он зарабатывает в 6 раз больше, чем он платит за аренду,
Но, тем не менее, детям купил на котловане

avatar
Igmar, Тиньков тоже не покупал ничего ни в Москве, ни в Питере — снимал 15 лет.
avatar
BobbyKotick, это ни о чём не говорит. Многие бизнесмены снимают, т.к. живут на несколько городов. Он вообще мог «отъехать» по разным причинам.
Igmar, знаем таких. Катались на Геликах, покупали Dolce&Gabana, арендовали в центре, а потом попали в проблемы и переехали в Люберцы ;) 

P.S. Человек должен быть уверен в чём-то особенно в вопросе детей. Это сегодня он директор, а завтра менеджер Вася. В других семьях родители наоборот покупали однушки в МСК/Химках, Ленинском районе, Новой Москве, когда это стоило копейки.
Igmar, Такие в США во время кризиса выходили в окно, когда все потеряли на фонде. А так пока выгодно, если не считать возможных но…
avatar
смотрел вчера, сколько стоит метр в Лужники колоекшн, который строится у меня в районе, почти 2 млн. сколько это в годах жизни?
avatar
igotosochi, Подели на свои средние сбережения за год и ты приятно удивишься)
avatar
igotosochi, наверняка там еще и квартиры от 70 метров )
Хамовники. Я бы там строить запретил — нечего плотность населения увеличивать.
avatar
в этих расчетах не учитывается доходность накоплений на покупку недвиги (тогда как при ипотеках расходы на % любят посчитать )
avatar
В 2024 году родилось 1,2 млн детей. Нового жилья построено 45 млн. кв. м. в многоквартирных домах и 62 млн. — в частных, т.е. для каждого новорожденного в прошлом году построили почти 90 квадратных метров новенького жилья (37,5 + 51,7) (считаем, что дом развалится через 80+ лет).
avatar
naiveinvest, ещё можно добавить, что само население страны сокращается каждый год((
avatar
boss74, не переживайте, завозят новых.
avatar
причем тут «лет жизни»? есть рыночная доходность, на неё соглашаются и те, кто делает вклады (у кого избыток капитала) и те, кто берёт кредиты (недостаток капитала).

% — объективная реальность. а вот будут ли расти цены на кв.метры или падать — не знает никто
avatar
Мир в экономике, Время — деньги.
avatar
CaptainFIRE, Мир в экономике «частичное резервирование» — не не слышал.
В деревне топ жить, скоро к этому придем.
avatar
2 года жизни норм для меня в Москве где родился.
avatar
задача, как минимум нетривиальная, и скажем, положа руку на сердце, практически не выполнимая без внешних мер поддержки (ипотеки
Как раз таки строго наоборот. Чем больше накачивают ипотеку, тем дороже бетон.
Обитатель матрицы, мне пофигу я свой получил. Я теперь живу в трешке заработал за 10 лет и теперь живу а те деньги вложил на вклад. 500 к годовых не мешает
avatar
Да, что квартиры,
Машиноместо в строящемся доме (ключи — в 2028) 7,7 млн р (15 метров)
Больше 500 тыс за 1 кв м
Причем, 100% предоплата и не торгуются,
Машиноместо!!!
Ключи — 2028 год....


avatar
Igmar, скоро буду принимать машиноместо. Обошлось оно мне в 10 с небольшим раз дешевле, но качество так себе. Собираемся коллективно выступать против застройщика или в суд. За такое качество и 500 бы не отдал. Самое главное застройщик вначале не халтурил для «своих». Уверен, что и ваш пример тех денег не стоит.

1) Думаю что в любой относительно развитой и не воюющей стране, приобретение муниципальной недвижки без использование кредитов или существенных накоплений, для среднестатистического работяги задача очень не тривиальная.

2) Приобретение своего жилья экономически не оправдано как минимум на горизонте 1 поколения. Деньги стоят ДОРОЖЕ аренды. И это не только в РФ но и во многих достаточно развитых странах. Приобретение жилья это скорее вопрос инвестиционный и статусно-психологический

avatar
Игорь Левин, и это та область, где начинает работать философия. Проблема здоровья, конечной продолжительности жизни, старения, смерти — это на 100%, а проблема собственного жилья — только 1-10%%
Игорь Левин, Жилья где? Сомневаюсь, что у вас есть проблемы с приобретением жилья в Воркуте, Магадане или каком-нибудь Бийске. Только вот что там делать?
avatar
BobbyKotick, У меня и с приобретением в МСК их нет)) В Магадане не довелось, в Воркуте бываю регулярно, в Бийске был 2 раза. Прекрасные места, и делать там есть что))
avatar
Игорь Левин, видимо, население тех мест — идиоты, раз бегут оттуда. А вот Игорь Левин со Смартлаба (и Москвы) знает лучше, что там исключительно прекрасные места и есть что делать. Главное — смайликов побольше в конце ставить )))))))))))
avatar
BobbyKotick, Если судить по какому нибудь верхнему ларсу, то да, бегут часто на 100% идиоты. Ради интереса покурил изменение населения Магаданской области 20-25гг на фоне изменения населения РФ за тот же срок. Магадан выглядит заметно выше рынка))
avatar
Игорь Левин, я отказываюсь верить, что взрослый человек серьезно пишет такое и ставит смайлики в конце
avatar
Игорь Левин, в богатых странах жилье стоит дорого, налоги на богатство очень большие, там выгодно быть бедным и жить на аренде, тогда можно сэкономить на налогах, страховках и тп. В бедных типа россии и прочих мумбаях налогов практически нет, выгодно иметь свое жилье чтобы не платить за аренду
avatar
Igor, Слово Россия пишется с большой буквы.чай не уркаина какая)) Заход на счет мумбаев и бедности РФ я так же проигнорирую. Теперь по существу: в «богатых» странах (читай ставка низкая) как раз снимать ДОРОЖЕ. Это простая математика. Налог на богатство (роскошь) действительно есть, но он возникает начиная с какого-то ценового уровня, в посте же речь о простой однушке-двушке. Стоимость однушки в МСК начинается (предположим) от 12Л Даже при ставке 10% эти деньги живьем принесут более 1,2Л в год. А на съем 12-лямовая однушка будет стоить 0.4-0.5Л в год Кроме того, за владение 12Лямовой однушкой надо будет платить (ЖКХ, налоги и т.п.) еще тыщ 100+ в год и на текущий ремонт еще плюс столько же, но ок, мы же НДФЛ с дохода на 12Л не считали, и это не будем. И того при ставке 10% снимать в ~3 раза дешевле
avatar
Игорь Левин, рассуждатели про «снимать дешевле» почему-то забывают, что в определенные периоды цена квартир переставляется на 50%-70% вверх, и вся мнимая «выгода» улетает в трубу.
avatar
Ив Ив, За последние 25 лет я такого не припомню, хотя постоянно слежу за этим соотношением, только с другой стороны баррикад))
avatar
Игорь Левин, то есть рост недвиги в 1.5-1.7 раза с 2020 по 2022 год вы не помните? Странно, недавно было.
avatar

Ив Ив, ну 1.7 там не было, с 1.5 еще соглашусь и то только на первичке. Но мы вроде ведем разговор не об интрадее фьючом на квартиру, а о решении обычного человека снимать или купить. Горизонт планирования для такого решения не год и не два года и даже не 10 лет. Посчитайте ради интереса два варианта рзвития событий: Купил в начале ключа 4.25 в любом соотношении свои/заемные и продолжаю жить до сих пор и буду еще лет 5. И в варианте снимал и продолжаю снимать. Не, если Вы купили хату летом 20-го, продали осенью 21-го, купили бакс по 70, через 4 месяца продали лохам по 140, еще через 4 месяца откупили у них же по писят, дождалис конца 24-го, сдали по 100 ит.д и т.п… Тогда конечно же снимать было безумство!)))

avatar
Игорь Левин, минимум в полтора раза выросла именно вторичка, на первичке рост начался несколько позже, с запуском семейной ипотеки. Например, район Центральное Чертаново — в 2020м двушка в П44 стоила 8 миллионов, в 22м — 13 миллионов, сейчас 15-16 миллионов.
А теперь посчитаем — если у вас в начале 2020го было 8 миллионов рублей, по ставкам депозитов:
2020 — получено 480 тыс.процентов, все отданы за аренду (40к), капитал 8м
2021 — аалогично, отложить не удалось ничего, капитал 8м
2022 — тут наконец-то поперла карта, заработано 1.4м процентов, капитал вырос до 9м, но квартирка уже 13м стоит
2023 — заработано 900к процентов, капитал стал 9.4м
2024 — пошел заработок, 1.7м процентами получно, а аренда поднялась до 60к = 700к в год, капитал 10.4м
2025 — мы здесь. Ожидаемый процент 1.7м (не забываем налог), аренда 65-67к = 800к в год. Капитал на конец года 11.3м, квартира 15.5м.
В итоге «выгодной аренды» капитал на 4 миллиона меньше, чем был бы при покупке.
avatar
Ив Ив, просто и доходчиво
avatar
Когда пишут о доступности жилья ВСЕГДА нужно делать поправку, которая многое, если не все меняет — наличие льготных программ.
Например, программа реновации в Москве позволила многим переехать в новое и бОльшее жилье, и им не надо тратить годы жизни на покупку.
Или вот мы и наши знакомые купили квартиры по льготной семейной ипотеке — нашим детям не придется тратить годы жизни.
Многие получили в наследство жилье, которое бесплатно было приватизировано, или они сами приватизировали и пр пр.
Без учета социальных программ подобные расчеты недостоверны, или как минимум достоверны только для части населения.
По факту, в рамках страны средняя картина существенно отличается от подобных выкладок. Мало кто по 10 лет копит на однушку, я таких вообще не знаю.

Как теперь все это учесть? Да никак, ни одного достоверного исследования этой темы не видел. Субъективно, в России, в Казахстане, в Беларуси жилье купить/построить существенно легче, чем в Европе. Это мое субъективное мнение человека построившего дом самостоятельно, купившего два готовых дома, один из них за границей и купившего квартиру.
avatar
столица страны не показатель

смотри хотя бы по столицам Поволжья…
avatar
Жилье, образование, тачки всё должно быть НЕ доступно.
Если будет доступно то люди откажутся от ипотеки.
avatar
заголовок неверный, верный — насколько недоступно жилье в рф 
Если учесть что в реале средний гражданин сможет откладывать на накопления 5-15% от зарплаты в месяц, то все сроки накопления указанные выше нужно умножить примерно на 10, тогда в РФ потребуется примерно 62 года копить гражданину, т.е. в лучшем случае к 80 годам.
Ну а москвичу придётся копить 125 лет примерно. Получается 90% населения накопить на квартиру даже однуху в России не реально.
   Правда это было известно всегда.
avatar
цена квартиры = 5000 кирпичей + 5 плит перекрытия + работа = 2мио руб
avatar
ves2010, цена квартиры в селе Гадюкино Мухосранской области — вполне возможно. Земля под застройку в мегаполисах стоит очень дорого.
avatar
Ив Ив, для владельца квартиры земля под застройку не стоит ничего… т.к она в собственность не передается… у тебя в праве на собственность есть хоть какое то упоминание про землю? тыб еще сказал что тебе воздух продают городской...

застройщики выкупают землю у государства… причем никаких прав им от этого нет... 

в конечном итоге… землей номинально владеет тсж… т.е никто конкретно...

вообще есть прецендент… в японии… там можно построить дом на 100 лет например без права собственности на землю… такие дома стоят вчетверо дешевле чем с правом на землю...

и еще есть прецендент… т.к нет права собственности на землю то квартира в россии не является недвижкой и не может быть предметом залога в той же европе например или канаде…

кстати из интересного… в великобритании вся земля принадлежит короне… поэтому там нет собственности на землю а только аренда… на 150-250 лет… причем недвижка с протухающей арендой лет <20 лет сильно дешевле... 
avatar
ves2010, Статью 36 Жилищного Кодекса читайте, пункт 4.Земля под многоквартирным домом и прилегающая территория (придомовая территория) являются общей долевой собственностью всех владельцев помещений в доме с момента её формирования и постановки на кадастровый учет.
avatar
Ив Ив, вот вот… кстати в москве по отмостке дома

т.е гражданин платит за землю… которой он не может никак распоряжаться т.к по факту она не его а в коллективной собствености
avatar
ves2010, так никто гражданина не заставляет покупать в мегаполисе, оплачивая землю, инфраструктуру и прочее, может спокойно строить себе курятник из пеноблоков в ебенях и жить там, как раз в 2 мио уложится. Но почему-то большинство не хочет ))
avatar
Знаю человека работает на станке в регионах. офиц зп 30к. на руки 110к
В москву его зовут на офиц >200к 
avatar
Ничего не понятно. Вроде средняя в Мск 180 тыр или 165 чистыми. Что дает 2 месяца на метр, а не 5, как на графике.
avatar
Евсей Иванов, согласен. Некорректный расчет у автора
avatar
Хорошая статья.
Набиулина права, что с введением льготной ипотеки жилье стало менее доступно. На мой субъективный взгляд, 2010-2014 годы были лучшими годами. Квартиры, машины, турпоездки за бугор и др.
avatar
Почему не учитывается средняя з/п в Москве?
avatar
Купил за наличку. В своём городе ульск ни о чем не жалею. 10 лет ждал в итоге в ипотеку перекрыл с с итогом +300 % как обманутой дольщик десять и государство подарило плюс 300 процентов
avatar
Да поймите вы у нас в городе все ездят на сво их жены получат отличные деньги и это заставляет их тратить в том числе на недвижку
avatar
Автору статьи ещё вариант: накопление через ОМС в золоте. Благо ОМС появился в 1996 году.
avatar
Vlad Parygin, говорили, что многие банки в 98 прокинули конвертировали в рубли.

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Выпуск «Вредных бесед» с участием ПАО «АПРИ»
💼 Выпуск «Вредных бесед» с участием ПАО «АПРИ» 💼 IR-директор ПАО «АПРИ» Игорь Файнман побывал в гостях у Вредного Инвестора...
Фото
💡 Ваш второй разум на фондовом рынке
Представляем «Интеллект» — новый сервис инвестиционного консультирования на базе ИИ. Как работают его нейроны? Вы заполняете анкету — ИИ...
Фото
Итоги недели на рынках сырьевых товаров
Если вас интересуют другие аналитические и информационные материалы от банка АО АКБ «ЦентроКредит», смотрите их на нашем сайте в...

теги блога CaptainFIRE

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн