Новости рынков
Минпромторг разработал предложения по сокращению программы льготного лизинга судов почти на 100 млрд рублей. Согласно июньской презентации ведомства, объем программы должен снизиться с 231 до 134,8 млрд рублей, а количество судов — с 260 до 191. Причина — рост себестоимости судостроительных работ и ограниченные бюджетные возможности.
Программа была запущена в 2023 году и предполагала строительство 260 судов к 2027 году. Финансирование предусматривало 136 млрд рублей из ФНБ, 85 млрд — за счет заемных средств и 10 млрд — из бюджета в капитал ГТЛК. Однако уже в декабре программа была урезана на 33 судна для перераспределения средств на строительство паромов и танкеров.
Теперь Минпромторг предлагает сократить еще 36 единиц, в основном — грузовые и крупнотоннажные суда, сохранив при этом 73 пассажирских судна. Объем средств из ФНБ останется прежним — 97,9 млрд рублей, но их доля в программе вырастет до 72,6%.
Ведомство также инициирует изменение условий использования средств ФНБ: предлагается ввести инвестиционный период на 4 года с минимальной ставкой 0,01%, увеличить купон до 1,5% только после этого срока и отсрочить выплату основного долга. Однако Минфин такие изменения пока не поддержал.
Минпромторг также предлагает создать новую лизинговую структуру — «Машпромлизинг» под контролем Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), которая будет адаптирована под нужды судостроения. Для этого требуется выделить более 70 млрд рублей до 2030 года. Новая схема, по мнению ведомства, позволит сделать лизинг доступнее и направить возвратные средства обратно в отрасль.
Эксперты считают сокращение программы вынужденным, но рискованным шагом. По мнению Олега Сутырина (SBS Consulting), ежегодно необходимо вводить минимум 200–220 судов, а урезание финансирования тормозит обновление флота и производство комплектующих. Он назвал текущую ситуацию «катастрофической» и призвал увеличить господдержку.
Источник: www.rbc.ru/business/28/07/2025/68834e219a794760afbbb28e?from=from_main_5