Новости рынков
С 2022 года розничные инвесторы были нетто-покупателями в первый день торгов в 71% российских IPO, несмотря на мнение о спекулятивном характере их спроса. Это говорит о формировании устойчивого поведенческого паттерна: физлица усиливают динамику рынка, делая своё влияние на цену значимым и потенциально предсказуемым, отмечают аналитики Сбербанка и Т-банка.
Институциональные инвесторы после IPO чаще продают свои бумаги, тогда как розничные участники сохраняют позиции более стабильно. Это связано с меньшей аллокацией частным инвесторам и логикой «упущенной выгоды», а также с изменением стратегий институционалов, часть из которых стала спекулятивнее участвовать в IPO.
Количество розничных инвесторов растёт: открытых брокерских счетов в IV квартале 2024 г. было 4,9 млн против 3,7 млн в I квартале 2022 г. Их доля в объёме торгов на Мосбирже с II квартала 2022 г. по IV квартал 2024 г. находилась в диапазоне 73–81% против 49% в начале 2022 г. Розница также стала основным источником спроса на IPO, с медианной долей выше 70% от общего спроса.
Сентимент розничных инвесторов отражается в активности поисковых запросов в «Яндексе»: медианное число запросов во время IPO составляет 13 тыс., при высоком спросе наблюдается ажиотаж. Исследование показывает, что рост интереса в СМИ и соцсетях положительно влияет на доходность первого дня торгов, а структура распределения бумаг между инвесторами помогает снизить волатильность.
На динамику котировок первого дня влияют также конъюнктура рынка, цена размещения и маркетинговая поддержка. Хороший дисконт повышает шансы роста котировок, а влияние блогеров и инфлюенсеров может формировать поведенческие паттерны, отмечают эксперты. Активный маркетинг и взвешенная стратегия распределения бумаг остаются ключевыми факторами успешного IPO.

Источник: www.vedomosti.ru/investments/articles/2025/12/25/1166219-bankiri-obnaruzhili-svyaz?from=newsline_partner