Иногда для создания экологичных продуктов требуются неэкологичные материалы. Например, ключевое вещество для производства биоразлагаемой упаковки — гликолевая кислота. Ее получают из формальдегида — опасного канцерогена.
Чтобы наращивать объемы производства, необходимо повышать экологичность материалов, используемых в качестве сырья, и самой технологии. О таких экологичных технологиях говорят на European Symposium On Surface Science в Афинах. «Норникель» представил Дмитрий Королев, эксперт «Норникеля» по технологическим инновациям.
Ученые «Норникеля» предложили новый способ решения проблемы. Гликолевую кислоту можно получать с помощью реакции жидкофазного окисления этиленгликоля. И для этого разработан новый эффективный катализатор. В качестве такого катализатора эксперты «Норникеля» предлагают наночастицы сплава палладия, закрепленные на углеродном носителе. Они ускоряют реакцию окисления этиленгликоля и могут заменить канцерогенный формальдегид. Новая технология позволит производить больше биоразлагаемой упаковки с меньшим ущербом для окружающей среды.
Интересный факт: для производства одного «Боинга 747» нужно 4 000 кг меди, большая часть из которой уходит на 274 километров электрической проводки. Если учесть, что только за прошлый год «Норникель» произвёл 425 тыс. тонн меди, — то этого хватило бы на 106 250 «Боингов».
А какие вообще металлы нужны, чтобы самолёт смог подняться в воздух, кроме алюминия? Как известно, первый в мире самолет «Флайер-1» строили из сосны: деревянный корпус и пропеллеры, тканевая обшивка. А сегодня, через 120 лет, в производстве самолётов используют до 80 металлов. При этом в таблице Менделеева насчитывают от 85 до 90 металлов (в этом вопросе среди учёных нет единства).
Чтобы вы прилетели из одного города в другой, необходимо применить практически все доступные человечеству металлы.