Новости рынков
Стоимость российского коксующегося угля в портах Дальнего Востока впервые за последнее время превысила прошлогодний уровень. Основные драйверы роста — ограниченное предложение и высокий спрос со стороны сталелитейных компаний Китая. По данным NEFT Research, к 31 октября цена угля на условиях FOB выросла до $165,9 за тонну, что на 5,7% выше, чем неделей ранее, и на 4,8% выше уровня октября прошлого года.

Спрос Китая остается устойчивым: российский премиальный коксующийся уголь PLV подорожал за неделю на 4,5% — до $211 за тонну (CFR). Цена на пылеугольное топливо (PCI) увеличилась на 1,5% — до $135 за тонну. Партнер NEFT Research Александр Котов отмечает, что рост цен поддерживается дефицитом предложения и активностью покупателей из Азии, что усиливает ожидания производителей перед переговорами по поставкам на 2026 год. Дополнительный фактор — рост цен на сталь в Японии и Южной Корее, который привел к увеличению загрузки доменных печей и, соответственно, потребления металлургического угля.
Рост котировок наблюдается не только в России: твердый коксующийся уголь из Австралии за месяц подорожал на 5% — до $194 за тонну (FOB). В Китае одновременно сокращаются внутреннее предложение и импорт угля из Монголии, а в октябре фиксировался рост выплавки стали. Это, по словам аналитиков, могло усилить спрос на российский уголь. Дополнительную поддержку ценам могло дать и увеличение ставок фрахта.
Еще один фактор позитивных ожиданий — подготовка пятилетнего плана развития Китая на 2026–2030 годы, который будет представлен в марте 2026 года. Аналитик «Эйлера» Никанор Халин прогнозирует, что цены на твердый коксующийся уголь FOB Австралия могут восстановиться до $250 за тонну к середине 2026 года, что окажет поддержку и российским экспортным ценам. Индия также может стать ключевым потребителем: в стране растет производство стали, а собственных запасов металлургического угля почти нет. Стоимость поставок российского угля в Индию оценивается в $213,5 за тонну.
Тем не менее риски разворота тренда сохраняются. Аналитики BigMint и MySteel ожидают, что спрос на металлургический уголь в Китае может начать снижаться уже в ближайший месяц. Причины — падение рентабельности заводов, экологические ограничения и сокращение производства чугуна. Эксперт Kirill Лысенко («Эксперт РА») отмечает, что спад инвестиций в основной капитал, особенно в строительстве, может привести к снижению производства стали. Соответственно, устойчивого роста цен на уголь ожидать не стоит.
Источник: www.kommersant.ru/doc/8193645?from=doc_lk