Новости рынков
По итогам 2025 года общий объем железнодорожной погрузки в России может снизиться на 7% — до 1,1 млрд тонн, что станет самым низким показателем за последние 23 года. Таковы прогнозы консалтинговой компании «Эйлер».
Текущая динамика уже указывает на серьезное падение: с января по июнь 2025 года на сети РЖД перевезено 600,3 млн тонн, что на 3% меньше, чем за тот же период прошлого года. В июне сокращение составило 7% в годовом выражении, до 97 млн тонн. В июле прогноз еще хуже — 92 млн тонн (–7% к июлю 2024 года).
Сильнее всего в 2025 году проседают объемы перевозки черных металлов (–14%), строительных грузов (–19%) и зерна (–45%). Экспортные перевозки угля могут сократиться на 3%, а нефтепродуктов — на 7%. Увеличение ожидается лишь по удобрениям (+4%), которые остаются высокомаржинальным направлением.

Главные причины падения — переоцененный рубль, дорогая ипотека, спад в строительстве, ограниченный спрос на продукцию металлургии и рост тарифов на грузоперевозки (на 14% в 2025 году). Дополнительное давление оказывает профицит вагонного парка: по данным «Эйлера», с начала года выведено около 75 тыс. единиц, но избыток сохраняется.
В условиях низкого спроса РЖД переориентируются на грузы с большей добавленной стоимостью и расширяют гибкость тарифной политики. Но эксперты не ожидают улучшения ситуации до середины 2026 года. В базовом сценарии компании Rollingstock Agency, объем перевозок может восстановиться лишь к 2029–2030 году, достигнув 1,21–1,31 млрд тонн.
Источник: www.vedomosti.ru/business/articles/2025/07/21/1125617-eksperti-ozhidayut-snizheniya-pogruzki-rzhd?from=newsline