Новости рынков
Правительство России в ноябре 2025 года обновило перспективный план гражданского судостроения на период до 2035 года с расширением горизонта до 2038 года. По данным источников «Ведомостей», всего в плане учитываются 2062 судна, однако финансирование обеспечено лишь около трети из них. Контракты заключены по 358 судам, а на конец ноября 2025 года было передано 71 судно. Еще 79 заказов не подтверждены, остальные 1550 судов составляют перспективную потребность.
Общий объем строительства 593 судов оценивается примерно в 3,3 трлн руб., из которых федеральный бюджет выделяет 1,14 трлн руб., лизинговые программы — 290 млрд руб., а 1,87 трлн руб. обеспечат собственные средства компаний-заказчиков.
Северный морской путь и программы инвестквот
На перевозки коммерческих грузов по СМП запланировано 26 судов, из которых 5 строятся, а потребность в ледовом флоте — 115 судов (35 не подтверждены). По программе инвестиционных квот строятся 107 судов первого этапа и 34 второго, построено 48 судов, а платежеспособным спросом обеспечено строительство 67 судов стоимостью более 278 млрд руб… Программа сталкивается с проблемами — санкционное оборудование, высокая ключевая ставка ЦБ и отсутствие льготного кредитования.
Для вспомогательного флота обеспечено строительство 11 аварийно-спасательных судов на 48 млрд руб. и 4 ледоколов на 425 млрд руб… Российские компании планируют также заказать 61 зерновоз в Китае (27 Handysize и 34 Supramax) стоимостью около $40 млн за судно с возможной альтернативой строительства в ОСК.
Льготный лизинг и сокращение финансирования
Финансирование программы льготного лизинга сократилось почти вдвое — до 134,85 млрд руб., число строящихся судов уменьшено с 260 до 219. На 2026–2028 годы запланировано 64,1 млрд руб., из которых 38,7 млрд руб. поступят из ФНБ. По состоянию на июнь 2025 года заключено контракты на 154 судна, передано — 26.
Перспективы и проблемы отрасли
Эксперты считают ориентир в 2062 судна до 2038 года реалистичным, но ключевым остается конкурентоспособность российских верфей. Стоимость строительства в России в 2,5–3 раза выше, чем в Китае, при этом Китай обеспечивает поставки ряда комплектующих. Низкая производительность труда, отставание в автоматизации и высокая стоимость капитала делают отечественные верфи неконкурентоспособными, отмечает Михаил Бурмистров из «Infoline-аналитики». Он подчеркивает необходимость концентрироваться на эффективных предприятиях и серийных проектах — суда «река–море», танкеры, сухогрузы, пассажирские суда и ледоколы.
Источник: www.vedomosti.ru/business/articles/2025/12/23/1165527-plan-grazhdanskogo-sudostroeniya