Новости рынков
Российские металлурги столкнулись с падением спроса и низкими ценами: в первом полугодии 2025 года внутренний спрос снизился на 14–15%, а выпуск стали и проката упал более чем на 5%. В этих условиях власти готовят пакет мер поддержки отрасли.
Согласно материалам к заседанию подкомиссии 29 августа, предлагается повысить экспортную пошлину на лом черных металлов до 5%, но не менее €25 за тонну (сейчас — €15). Также рассматривается смягчение акциза на жидкую сталь: его отмена для электрометаллургических предприятий с 2026 года и освобождение новых мощностей с инвестициями свыше 50 млрд руб. на период строительства и первые три года работы. Сейчас акциз составляет 2,7% от экспортной цены слябов, но при цене ниже 30 тыс. руб. за тонну он не уплачивается.
Металлурги настаивают на корректировке акциза: его текущая нагрузка превышает налог на прибыль, что снижает конкурентоспособность. По их словам, цена отсечки в 30 тыс. руб. слишком низкая: при стоимости сляба около 32 тыс. руб. отрасль фиксирует убытки, но обязана платить налог.
Отдельным пунктом обсуждается поддержка логистики. Ассоциация «Русская сталь» просит заморозить ж/д тарифы на 2026 год, что позволит сэкономить 21 млрд руб. и сохранить производство и рабочие места. Сейчас только 51% металлопродукции перевозится по железной дороге: рост тарифов ускоряет переход на альтернативные виды транспорта.
Эксперты считают, что пакет мер должен учитывать баланс интересов государства и бизнеса. Среди дополнительных инструментов называют антидемпинговые пошлины против дешевого китайского металла, субсидирование транспортных затрат, технологические гранты, а также снижение ключевой ставки до 10–12% для стимулирования спроса в машиностроении и энергетике.
Источник: www.kommersant.ru/doc/8007158?from=doc_lk
Но нет же. Капексы рекордные.