Новости рынков
Несмотря на общее снижение продаж алкоголя в России на фоне роста акцизов и минимальных розничных цен, крупнейшие производители смогли укрепить свои позиции. По итогам января—ноября 2025 года совокупная доля топ-10 компаний достигла 35%, или 65,8 млн декалитров (дал), увеличившись на 1,1 п. п. год к году, следует из данных участников рынка, имеющихся в распоряжении “Ъ”.
Лидером рынка осталась Novabev Group (бренд «Белуга»). Доля компании сохранилась на уровне 6,2%, несмотря на снижение продаж на 3,5% год к году — примерно до 11,6 млн дал. «Татспиртпром» увеличил долю на 0,2 п. п., до 5,6% (10,49 млн дал), Алкогольная сибирская группа (АСГ) — на 0,3 п. п., до 5,1% (9,56 млн дал).
Самым быстрорастущим игроком в топ-10 стала группа Ladoga: в январе—ноябре 2025 года ее продажи выросли на 23,4%, до 6,09 млн дал, а доля рынка увеличилась на 0,7 п. п., до 3,2%. Снижение доли зафиксировано лишь у «Кубань-Вино» (–0,3 п. п., до 2,8%, или 5,19 млн дал) и «Объединенных пензенских водочных заводов» (–0,4 п. п., до 2,5%, или 4,75 млн дал).
Рост концентрации рынка происходит на фоне общего спада. По оценкам участников отрасли, в январе—ноябре 2025 года в рознице было продано 187,7 млн дал алкогольной продукции (без учета газированных напитков), что на 4% меньше год к году.
Владелец КЛВЗ «Кристалл» Павел Победкин отмечает, что падение спроса носит неравномерный характер: сильнее всего страдают производители, ориентированные исключительно на водку и коньяк. Компании с диверсифицированным портфелем, напротив, наращивают долю рынка.
Президент Ladoga Вениамин Грабар связывает рост компании с активным развитием категорий джина, рома, виски и аперитивов. По данным Nielsen, в январе—октябре 2025 года продажи водки сократились на 0,2%, тогда как спрос на ром вырос на 14,3%, джин — на 11,4%, биттеры — на 10,7%, виски — на 8,5%, текилу — на 7,3%.
В АСГ также фиксируют смещение спроса: при росте водочного портфеля на 1% продажи джина увеличились на 37,1%, виски — на 16,7%, а соджу — на 160%. Эксперты сходятся во мнении, что дальнейшее повышение акцизов и МРЦ в 2026 году усилит давление на небольших и региональных производителей, ускоряя консолидацию рынка.

Источник: www.kommersant.ru/doc/8316357