Новости рынков
По итогам 2025 года рост цен на авиабилеты в России в целом приблизился к уровню инфляции. На отдельных зарубежных направлениях средний чек у агрегаторов даже снизился. Эксперты связывают это с эффектом высокой базы прошлых лет, накопленной инфляцией и усилением конкуренции со стороны иностранных авиакомпаний.
Средняя цена прямого перелета экономклассом в страны дальнего зарубежья снизилась на 5,7% год к году и составила 26,5 тыс. руб. Перелеты по постсоветским странам подорожали на 2,7%, до 17,3 тыс. руб., внутри России — на 6,5%, до 11,5 тыс. руб. Средняя глубина бронирования выросла с 21 до 23 дней, что указывает на более взвешенное потребительское поведение.
Другие сервисы фиксируют рост цен в пределах инфляции: по РФ — 4–7%, на международные рейсы — 5–7%. Авиакомпании публично подтверждают сдержанную тарифную политику. При этом Росстат с начала 2025 года не публикует данные по стоимости авиабилетов, что ограничивает официальную аналитику рынка.
Замедление роста тарифов отражается на выручке авиакомпаний. Если в 2023–2024 годах рост доходов перевозчиков превышал 40–50%, то по итогам девяти месяцев 2025 года выручка группы «Аэрофлот» увеличилась лишь на 6,6% год к году. Это подтверждает ослабление ценового фактора и замедление платежеспособного спроса.
Ключевым фактором ценообразования в 2025 году стало усиление конкуренции. Иностранные перевозчики нарастили перевозки российских пассажиров с 19 млн до 22 млн человек, практически полностью компенсировав снижение доли российских авиакомпаний. Дополнительный импульс дали либерализация визового режима с Китаем и Саудовской Аравией и рост провозных емкостей.
В 2026 году при стабильном спросе иностранные авиакомпании продолжат наращивать долю на российском рынке. Российские перевозчики, ограниченные выбытием флота и отсутствием новых поставок самолетов, будут вынуждены и дальше сдерживать цены. Эксперты ожидают сохранения умеренной тарифной динамики и давления на маржинальность отрасли.
Источник: www.kommersant.ru/doc/8313387?from=doc_lk