Новости рынков
Новые санкции США против «Роснефти» и ЛУКОЙЛа пока почти не повлияли на объемы морского экспорта российской нефти. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), в октябре поставки снизились всего на 1,2% месяц к месяцу и составили 470 тыс. тонн в сутки. Основные направления — Китай (34%), Индия (29%), Турция (14%), Египет и Сирия (17%). На поставки с неизвестным пунктом назначения пришлось 5%.
В Китай морские отгрузки уменьшились на 7,5%, до 159 тыс. тонн в сутки, причем около 98% составила нефть марки ESPO. При этом экспорт в Индию вырос на 6,9%, до 138 тыс. тонн, а в Турцию — на 8%, до 67 тыс. тонн в сутки. Турецкие покупатели уже начали искать альтернативных поставщиков из-за включения «Роснефти» и ЛУКОЙЛа в SDN List.
Главным эффектом санкций стало расширение дисконтов. ESPO в порту Козьмино за неделю подешевел еще на $2, увеличив скидку до $6,5 за баррель. После введения санкций 22 октября дисконты на российскую нефть расширялись две недели подряд. Аналитики ждут увеличения дисконта Urals в ноябре с $13,2–13,3 до $15 за баррель, в том числе из-за необходимости привлекать третьих посредников для оформления сделок.
Логистика дорожает из-за роста отгрузок, но влияние санкций на стоимость морского фрахта пока неочевидно — по данным ЦЦИ, ставки увеличивались на $100–150 тыс. за рейс. Однако усиление контроля за поставками уже заметно: по данным S&P Global, на 1 ноября в портах Индии ждали разгрузки десять судов с российской нефтью, в Китае — девять, что вдвое выше уровня начала октября.
Аналитики считают, что краткосрочно санкции могут даже стимулировать экспорт: покупатели стремятся приобрести нефть с дисконтом до истечения разрешений на сделки с «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом — до 21 ноября. По оценке экспертов, компании заранее подготовились и выстроили альтернативные маршруты, используя посредников. Но удлинение логистических цепочек приведет к росту издержек — расходы на фрахт и дисконты могут увеличиться примерно на 10%.
ЦЦИ прогнозирует, что в 2025 году цены Brent снизятся с $69 до $64 за баррель из-за превышения добычи в странах ОПЕК+ над мировым спросом. Рынок перейдет к профициту 0,4 млн баррелей в сутки в 2025 году и 1,8 млн баррелей — в 2026-м. На этом фоне выиграют китайские НПЗ, сохраняя доступ к нефти с дисконтом.

По оценкам норвежской консалтинговой компании Rystad Energy, Китай отказался покупать около 400 тыс. баррелей нефти в день, что составляет около 45% ежедневных поставок нефти из России в Китай.
Это решение особенно сильно ударило по сибирскому бренду ВСТО, вызвав резкое падение цен на него. Раньше ноябрьская нефть продавалась по цене эталонной нефти марки Brent (64-65 долларов за баррель) или максимум на 50 центов дешевле, но теперь скидки составляют от 50 до 1 доллара, а в некоторых случаях достигают 1,70 доллара за баррель. Несмотря на это, декабрьские контракты на поставку ВСТО выполняются медленно.
Китайские частные компании решили отказаться от закупок российской нефти, отчасти из-за того, что компания Shandong Yulong Petrochemical Co., Ltd. попала в санкционные списки Великобритании и ЕС. Теперь компания может закупать только российское топливо, поскольку сотрудничество с западными поставщиками стало невозможным. news.qq.com
Морские поставки нефти из России резко сократились, поскольку последние санкции США заставили ключевых покупателей приостановить ее закупки. Причем часть вывозимой нефти не доставляется на НПЗ, а остается на танкерах, которые используются в качестве плавучих хранилищ, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные по отслеживанию судов.
За неделю по 2 ноября, после того как США ввели блокирующие санкции против «Роснефти» и «Лукойла», 26 танкеров приняли на борт в российских портах 21,11 млн баррелей, тогда как неделей раньше 34 судна загрузили 26,41 млн. В среднесуточном исчислении вывоз составил 3,02 млн баррелей, что на 20% ниже, чем неделей ранее (3,77 млн). 4-недельный показатель сократился на 190 000 баррелей в сутки до 3,58 млн, что стало самым большим падением с января 2024 года.
Нефтеперерабатывающие компании Индии, Китая и Турции, которые закупали в общей сложности около 95% российского сырья, приостановили поставки в ожидании прояснения ситуации или в некоторых случаях заказали партии нефти у менее крупных российских компаний, пока не включенных в санкционные списки. В результате России пришлось часть грузов оставить в море. С начала сентября, когда также стали действовать удвоенные Соединенными Штатами пошлины для Индии, количество российской нефти в танкерах выросло на 8% до более чем 380 млн баррелей. Этот объем превышает 100 дней экспорта.
В начале года в танкерах находилось около 340 млн баррелей.
Крупнейшая частная компания Индии, Reliance Industries, заявила, что будет соблюдать американские санкции; вместо российской нефти она в последнее время приобретала сырье на Ближнем Востоке, в США и Бразилии. Госкомпания Indian Oil Corp., крупнейшая в стране по нефтепереработке, не сделала ни одного заказа в России в течение недели после введения санкции против «Роснефти» и «Лукойла». Затем она приобрела пять партий дальневосточного сорта ESPO на 3,5 млн баррелей с поставкой в декабре у компаний, не подпадающих под западные санкции. Но одновременно Indian Oil организовала тендер на поставку в I квартале 24 млн баррелей из США, Канады, Бразилии и латиноамериканских стран. Обычно компания импортирует около 1,5 млн баррелей в сутки.
Осторожность стали проявлять и китайские компании. Государственные Sinopec и PetroChina отменили доставку части российских партий. По оценке Rystad Energy, китайские закупки могут сократиться на 45%, или примерно на 400 000 баррелей в сутки.
Торбьон Торнквист, гендиректор нефтетрейдера Gunvor, который договорился с «Лукойлом» о выкупе его международного бизнеса, правда, считает, что тем или иным образом России удастся частично восстановить поставки. «Никто не может сказать наверняка, но я бы сказал, что ценовая реакция и последствия для предложения будут относительно ограниченными», – сказал он Bloomberg на полях энергетической конференции в Абу-Даби.
Нефть Brent после объявления о санкциях подорожала лишь на несколько долларов и с тех пор ее цена колеблется на уровне $64-66 за баррель.