Новости рынков
Правительство России продлило до конца 2025 года запрет на экспорт бензина для всех категорий экспортеров, включая производителей. Аналогичное ограничение на дизельное топливо будет действовать для компаний, которые не являются его производителями. Как пояснил вице-премьер Александр Новак, эти меры направлены на обеспечение внутреннего рынка и компенсацию дефицита нефтепродуктов.
Временный запрет на экспорт бензина действует с марта 2024 года с отдельными послаблениями, однако рост цен на внутреннем рынке заставил власти снова ужесточить контроль. На фоне высокого сезонного спроса и ремонтов на НПЗ в сентябре зафиксированы перебои с поставками топлива в ряде регионов, включая Белгородскую область, Крым, Забайкалье и Дальний Восток.
Биржевые котировки бензина с лета достигли исторических максимумов. 25 сентября тонна бензина АИ-92 стоила ₽73 848, АИ-95 — ₽79 788, дизельное топливо — ₽71 940. С начала года розничные цены на АЗС выросли: АИ-92 — на 8,7% до ₽60,05/л, АИ-95 — на 8,3% до ₽65,44/л, дизтопливо — на 3% до ₽72,2/л. Эти темпы превысили уровень инфляции, которая составила 4,16%.
Эксперты считают, что продление запрета до конца года должно удержать рынок от дальнейшего роста цен, однако полной стабилизации пока не ожидается. Ремонты на ряде НПЗ могут продлиться до ноября, а восстановление пострадавших от атак заводов займет до двух месяцев. При этом производство дизельного топлива вдвое превышает спрос, поэтому ограничение экспорта должно оказать быстрый эффект именно на этот сегмент.
Дополнительным фактором стабилизации может стать рост импорта топлива из Белоруссии и Китая. Однако аналитики подчеркивают: основной результат будет зависеть от скорости восстановления НПЗ и завершения сезона пикового спроса.