Ответы на комментарии пользователя Цааарь
«Все нефтегазовые компании, и в России, и за рубежом, озабочены внедрением информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, — комментирует заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. — Новые IT-решения применяются не только в розничном секторе, это и разведка, и добыча, и транспортировка. Однако в рознице, вероятно, это будет наиболее востребовано, так как этот бизнес — клиентоориентированный, в отличие от upstream. Так что это действительно не только портфельная инвестиция, а попытка найти новые точки роста.
В сеть автозаправок компании входит 5300 АЗС в 19 странах мира, но большая часть — 3850 объектов — расположены в России.
Алексей Белогорьев отмечает, что конкуренция на розничном рынке нефтепродуктов РФ сейчас достаточно высокая, особенно, учитывая большое число независимых игроков. Но и сети вертикально-интегрированных компаний серьезно конкурируют друг с другом.
«Нужно учитывать, что экономика АЗС строится не только (а зачастую и не столько) на продаже топлива. Иногда маржа вообще становится отрицательной, — говорит эксперт. — Важную роль играет торговля сопутствующими товарами и услугами, и здесь как раз применим искусственный интеллект».
Впрочем, по мнению Белогорьева, вряд ли на данный момент речь идет об отказе от операторов. Скорее, это попытка расширить спектр предоставляемых услуг в соответствии с индивидуальными потребностями клиентов, хотя как именно это будет выглядеть на практике сейчас сказать сложно.
«В ближайшие несколько лет нефтяные компании вряд ли откажутся от сотрудников-людей, но в перспективе возможны сокращения», — считает эксперт.
Конкурентные преимущества и антимонопольные риски
«Яндекс» со своими решениями в последние годы целенаправленно выходил на топливный рынок. Так, во времена ковидных ограничений, ПО «Яндекса» позволяло не только выбрать ближайшую заправку с наиболее выгодными ценами, но и удаленно оплатить бензин и заправиться, не выходя из машины.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что мы не увидим какого-то радикального изменения бизнес-модели, качественного прорыва в бизнесе «Лукойла». Основную интеграцию компании будут искать в сегменте сбыта — это навигация и улучшение связей между компанией и клиентом. Опыт «Яндекса» поможет «Лукойлу» более грамотно выстраивать взаимодействие с клиентами.
«Конечно, нельзя, будучи акционером «Яндекса», просто убрать с Яндекс-карт все заправки конкурентов — это сразу же вызовет претензии со стороны Федеральной антимонопольной службы», — рассуждает Юшков.
«Но, используя технологии «Яндекса», «Лукойл» сможет сделать свои АЗС более привлекательными для потребителя, — продолжает он. — Сбор и аналитика статистики по заправкам, мониторинг запросов и предпочтений клиентов, фактически BigData, помогут выявить сильные и слабые места (сколько, например, покупается топлива на конкретной заправке, и почему именно столько), лучше понять свою целевую аудиторию, настроить таргетинг».
Более того, по словам эксперта, возникает инструмент для формирования целевой аудитории. Но им нужно правильно пользоваться, иначе возможны вопросы со стороны ФАС, предупреждает Юшков.
У «Яндекса» есть целая экосистема, связанная с заправками, одна из крупнейших в России (а, возможно, и крупнейшая), указывает зампредседателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер», создатель телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев. В эту систему входят и яндекс-карты, и дистанционная заправка, и такси, и множество других сервисов, в том числе реклaмных и поисковых.