Новости рынков
Объем цифровых закупок между компаниями и государством (B2B и B2G) в России в 2024 году достиг 65,8 трлн руб., подсчитали Data Insight и IT-платформа B2B-РТС. Это первое комплексное исследование цифровой торговли в сегментах госзакупок и корпоративных сделок. К 2030 году объем рынка может превысить 150 трлн руб.
В расчет включены закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, закупки малого объема (ЗМО), сделки на товарных биржах, b2b-маркетплейсах, отраслевых площадках и в закрытых системах крупных компаний. Наибольшую долю рынка в 2024 году заняли госзакупки — 22,98 трлн руб. Сегмент вырастет вдвое — до 45,7 трлн руб. к 2030 году.
Наиболее динамично развивается сегмент b2b-маркетплейсов и интернет-магазинов: при среднегодовом росте в 11,4% он достигнет почти 3 трлн руб. к 2030 году. Рост обусловлен цифровизацией экономики, поддержкой со стороны государства и активным вовлечением малого и среднего бизнеса, пояснил глава РТС-тендера Владимир Лишенков.
Сейчас электронные закупки становятся основным каналом сбыта, обеспечивая безопасность сделок и снижение издержек. Минфин работает над тем, чтобы перевести закупки у единственного поставщика (ЗМО) полностью в электронную форму по модели маркетплейсов.
По словам Игоря Самочернова (Rexoft Consulting), в закупках растет интерес к автоматизации и ИИ-инструментам. Михаил Бурмистров (Infoline) уточняет, что под онлайн-торговлей часто скрывается цифровизация процедур, а не классическая покупка через витрину. Тем не менее, тренд на вытеснение дистрибуторов особенно заметен в FMCG и DIY.
На фоне рекордных бюджетных расходов рынок продолжает расти, хотя в отдельных сегментах, как IT, уже наблюдается спад: в 2024 году госорганы и госкомпании сократили закупки отечественного ПО и IT-услуг на 36% — до 196 млрд руб.
Источник: www.vedomosti.ru/business/articles/2025/07/23/1126226-rinok-onlain-prodazh-mezhdu-biznesom-i-gosudarstvom?from=newsline