Новости рынков
Федеральное казначейство требует от ряда судовладельцев вернуть утилизационные субсидии, полученные с 2017 года. Повод — нарушение постановления № 502, запрещающего совмещение этой меры с другими формами господдержки. Ведомство считает, что судовладельцы получили гранты одновременно с льготным лизингом через компании ГТЛК и «Машпромлизинг».
Программа утилизационных грантов стартовала в 2017 году и предусматривала субсидии до 15% стоимости нового судна при утилизации старого. Всего с 2017 по 2024 год на неё было выделено более 3 млрд руб., а в 2025–2026 годах объем финансирования увеличен до 2 млрд руб. в год.
По данным РБК, под возврат средств могут попасть не менее пяти компаний, включая «Московское речное пароходство» и «Водоходъ». Например, «Волгасервис» получил 60 млн руб. на круизное судно, отказывается возвращать субсидию, ссылаясь на удорожание проекта и рост цен на билеты.
Юристы судовладельцев утверждают: средства от лизинговых компаний получены на возвратной основе, а не в виде субсидии, что не нарушает закон. В то же время, эксперты считают, что фактическое совмещение мер поддержки противоречит логике постановления, даже если оно не прописано напрямую.
По мнению аналитиков, отраслевая неопределенность, высокая стоимость судостроения в России и невозможность привлечь лизинг без госсубсидий сделали программу трудноисполняемой. Сейчас возврат субсидий может подорвать финансовую устойчивость участников и отпугнуть бизнес от участия в новых госпроектах.
Источник: www.rbc.ru/business/04/06/2025/683ddd4a9a79477ed4565643?from=from_main_5