По оценке Северстали, за первые девять месяцев 2024 года металлопотребление в России снизилось на 2,7%. В третьем квартале оно сократилось на 9,2% г/г, до 10,8 млн тонн. Ожидается, что по итогам года потребление уменьшится на 5,7%, составив 43,7 млн тонн.
Строительная отрасль остается основным потребителем металла: в третьем квартале потребление снизилось на 9,8% г/г до 8,3 млн тонн, а доля отрасли в общем металлопотреблении превысила 76%. В четвертом квартале ожидается дальнейшее снижение из-за замедления темпов строительства и высокой ключевой ставки.
В секторе энергетики потребление металла упало на 15,3% г/г до 1,2 млн тонн. В то же время машиностроение наращивает спрос: в третьем квартале потребление стали выросло на 2,3% г/г до 1,2 млн тонн. По итогам года предполагается высокая загрузка железнодорожного машиностроения и спрос в автомобилестроении.
За девять месяцев увеличился выпуск грузовых вагонов, электровозов и трамваев на 20,9%, 6,5% и 47,4% соответственно, а производство легковых автомобилей выросло на 39,3% до 508 тыс. штук. Прогнозируется, что в 2024 году АвтоВАЗ увеличит выпуск автомобилей Lada более чем на 33%, произведя свыше 500 тыс. штук.
Несмотря на повышение спроса на металл в секторе машиностроения, общее потребление стали в России, по оценкам Северстали, по итогам года может сократиться на 5,7% за счет уменьшения спроса в прочих отраслях, главным образом со стороны строительного сектора. При этом отечественные металлурги на фоне высоких внутренних цен на сталь продолжают реализовывать инвестиционные проекты по увеличению эффективности бизнесов.
Учитывая возможное снижение металлопотребления в России и неопределенность на мировом рынке стали, риски дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики Банка России и возможный рост капитальных затрат, что может оказать давление на свободный денежный поток российских металлургических компаний, мы в настоящее время сдержанно смотрим на инвестиционную привлекательность акций Северсталь, НЛМК и ММК.