Блог им. SalgariInvestorpobeditel

❗️Обзор Соллерс, на чем летим?❗️

Image

Соллерс – один из крупнейших российских автопроизводителей, выпускающий знаменитые УАЗ «Патриот». В последние 4 торговых дня оборот в Соллерсе резко вырос, сравнявшись с крупнейшими голубыми фишками. Стоит ли влезать в эту историю и что вообще представляет собой бизнес компании?

Соллерс владеет контрольным пакетом в двух заводах: ООО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ) и ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ). Кроме того, он имеет ряд совместных предприятий с иностранными производителями – правда, ряды этих СП существенно поредели, но об этом позже. Штаб-квартира находится в Москве, производства, соответственно – в Ульяновске, Нижнем Новгороде и в Татарии.

Ключевым акционером Соллерса до 2022 года являлся основатель компании Вадим Швецов. Он владел напрямую 0,5% акциями и ещё 77% через кипрский оффшор. Однако летом 2022 года он продал свою долю менеджменту за 4 млрд рублей. Формально – он усталь: Швецов «нам искренне совершенно сказал, что он не чувствует в себе драйва, скажем так, с нуля опять начинать делать стратегию Соллерса в новых условиях», − сообщила заместитель директора компании и новая совладелица компании Зоя Каика.

Забавно, что продажа доли совпадала с введением против Вадима Аркадьевича санкций. Но это никак не связано, уверяет нас менеджмент.

Сейчас структура акционерного капитала выглядит так:

77% − ООО «Альтер Инвест» (доли в ООО распределены между топ-менеджерами Соллерса: 39% − Адиль Ширинов, 36% − Николай Соболев, 20% − Зоя Каика и 5% – Виктор Хвесень)

5% − казначейские акции, в т.ч. выкупленные у Швецова

2% − Норвежский пенсионный фонд

В свободном обращении находится 16% акций.

Отмечу, что ликвидность акций очень небольшая – обычно оборот не превышает 10-15 млн рублей в день, иногда достигая 50 млн. Поэтому оборот, превышающий 1 млрд рублей уже 4-й торговый день подряд – это для Соллерса нонсенс. На сегодняшний день капитализация Соллерса превысила 29,7 млрд рублей – против 7,4 млрд в конце 2022 года. Рост феноменальный – причем без особых новостей.

Соллерс занимается выпуском внедорожников, коммерческих автомобилей, запчастей и бензиновых двигателей на собственных производственных мощностях.

Компания довольно крупная, её активы превышают 56,2 млрд рублей, а выручка растёт год от года:

2017 – 35,7 млрд рублей

2018 – 39,4

2019 – 57,8

2020 – 65,9

2021 – 91,7

1п2022 – 26,2

Структура выручки на 2021 год, когда был опубликован последний нормальный годовой отчёт, выглядела так:

82% – продажи ТС

13% − реализация запчастей и комплектующих

2% – двигатели

2% – услуги

1% − прочее

В структуре выручки 45% проданных автомобилей занимал родной УАЗ, 32% – Мазда (в совместном предприятии), Форд Транзит – 23%.

Всего было продано более 21,5 тысяч автомобилей, а произведено порядка 50 тысяч. Это рекордные показатели для Соллерса.

После ухода Мазды из РФ продажи этого сегмента рухнули, т.к. производство полностью остановлено. Но отмечу, что Соллерс выкупил долю в СП ещё в прошлом году за символический 1 евро (при этом сама Мазда оценила потери в 12 млрд иен, или 82 млн долларов). Новое производство будет запущено не ранее 3 квартала 2023 года – планируется выпуск кроссоверов среднего ценового сегмента под пока неизвестным партнёрским брендом.

СП с Фордом тоже было выкуплено. Цена покупки не называется. В договоре прописана возможность обратного выкупа в течение 5 лет. То есть Карлсон ушёл, но обещал вернуться?

Вместо Форд Транзит начат выпуск грузовиков под новыми брендами Соллерса – а именно Атлант и Арго. По сути это те же Транзиты, но под другой маркой.

Буквально недавно, 7 февраля, на сайте Соллерса появилась новость, что на заводе Соллерс Алабуга выпущен 1111-й автомобиль Sollers спустя всего два месяца после запуска сборочного производства. Это очень значимый показатель. Основной покупатель этой линейки авто – Сбербанк, который уже купил 700 грузовичков для своих нужд.

Кроме того, было решение о ликвидации СП «Соллерс Буссан» и СП «Исузу Соллерс» в связи с прекращением ими хозяйственной деятельности. Но это не отразилось на операционном уровне, т.к. предприятия даже не начали работать.

Основную выручку Соллерсу по-прежнему приносят автомобили УАЗ, спрос на которые был поддержан МВД и Минобороны, которые закупают уазики сами знаете для чего.

Если посмотреть на данные по продажам за 1 полугодие 2022 (более свежих данных нет), то видно, что автомобилей УАЗ продано 9 720 штук, что на 26,2% меньше 1 полугодия 2021 года. Продажи автомобилей Форд Транзит (сейчас Атлант и Арго) упали на 40,9% до 4 909 штук.

В целом продажи Соллерса в 2022 году упали: двигателей и запчастей продано в 2,8 раза меньше, продаж Мазды почти нет (а это минус 33% выручки).

Кроме того, Соллерс был вынужден списать нематериальные активы, связанные с СП «Соллерс Форд», в размере 3,2 млрд руб. В результате на операционном уровне формально зафиксирован убыток –2,5 млрд против прибыли в 1,622 годом ранее. Ну и чистой прибыли тоже нет: убыток –1,1 млрд рублей против прибыли 0,82.

Но, откровенно говоря, это бумажный убыток, потому что на самом деле Соллерс приобрёл активы – однако в соответствии с правилами бухучёта нужно было записать именно так.

Отсутствие реального убытка подтверждают и рекомендованные дивиденды – но об этом потом.

Для начала разберёмся, стоит ли вообще покупать Соллерс в долгсрок – и насколько это прибыльный бизнес.

Для этого посмотрим на валовую прибыль, рентабельность и чистую прибыль. И вот тут нас ждёт сюрприз, потому что сбор автомобилей – очень капиталоёмное и низкомаржинальное производство.

Валовая / операционная прибыль:

2017 – 7,14 / 1,78

2018 – 5,39 / –1

2019 – 8,2 / 2,3

2020 – 8,8 / –0,5

2021 – 14,5 / 5,3

EBITDA:

2017 – 3,3

2018 – 0,48

2019 – 2,89

2020 – 3,19

2021 – 8,6

Чистая прибыль:

2017 – 0,999

2018 – 0,046

2019 – 1,349

2020 – –1,74

2021 – 4,54

1п2022 − –1,1

Как видим, в 2018 и 2020 годах из-за кризиса продажи Соллерса очень сильно проседали, и компания становилась убыточной на операционном уровне. А в 2020 году компания оказалась убыточной вообще.

Я скажу больше: в 2021 году компания стала прибыльной исключительно за счёт государственных субсидий, размер которых составил 15 млрд рублей (при операционной прибыли 5,3 млрд и чистой прибыли 4,54). Годом ранее субсидии составили 10 млрд рублей.

Таким образом, если бы не господдержка, то и в 2021 году Соллерс был бы убыточным.

Данным по субсидиям в 2022 году нет, но не сомневаюсь, что государственная помощь оказывается. Соллерс – стратегически важное предприятие, также как КАМАЗ или ГАЗ, и его будут поддерживать в любом случае. Другой вопрос – выиграют ли от этого акционеры? И что будет, когда субсидирование закончится?

Рентабельность довольно низкая:

ROE (рент. капитала) – 10%

ROA (рент. активов) – 4,67%

ROS (рент. продаж) – 1,93%

рент. EBITDA – 11,21%

операц. рент. – 1,41%

чист. рент. – 3,24%

На самом деле цифры заставляют плакать. Да, Соллерс – это реальное производство, автопром, для которого такие низкие цифры за счёт капиталоёмкости производства – это норма. Если посмотреть на рентабельность зарубежных автоконцернов – от Ford до GM, то там аналогичная картина. Даже Tesla показывает крайне низкую рентабельность, а до недавнего времени компания вообще была убыточная.

Радует, что долговая нагрузка Соллерса очень низкая:

📍Debt Ratio (отношение обязательств к активам) – 0,53 при норме ниже 0,6

📍Debt / Equity (отношение долга к капиталу) – 1,14 при норме до 2

📍долг / EBITDA – 1,14 при норме ниже 2

📍чист. долг / EBITDA – отрицательный за счёт большого количества кэша на счетах (10,6 млрд рублей кэша против долга в 10,3 млрд)

📍А вот Current Ratio (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам) равно 0,96 – это тревожный знак, это значит, что у компании тык в притык денег, чтобы платить по обязательствам, и увеличение долговой нагрузки повлечёт незапланированные расходы.

Таким образом, низкая ликвидность и сомнительные операционные результаты не делали Соллерс особо привлекательным за последние годы.

Так что же всколыхнуло котировки?

Объявление дивидендов! Да, Соллерс заморозил выплату дивидендов в 2014 году, но в этом году, как говорится, развязался. Рекомендация – аж 45,39 рублей, рекомендованная дата отсечки – 10 июля. Дивиденды пока не утвердили, так что это не точно.

Если их утвердят, размер выплаты составит 1,56 млрд рублей, или 15,75% прибыли за 2021 год (да, я знаю, что дивы за 2022, но, судя по отчётности, по крайней мере, первое полугодие оказалось убыточным, так что дивиденды платят явно из нераспределённой прибыли).

Что у Соллерса в будущем? А планы наполеоновские. Компания планирует продавать не менее 30 000 автомобилей под брендом Соллерс, 40 000 УАЗов, запустить завод по продаже кроссоверов на базе Мазда. Теоретически это может дать выручку около 90-100 млрд рублей в 2023 и 120-150 млрд рублей в 2024 году.

Но насколько реальны эти планы? За январь-апрель 2023 г. группа продала на российском рынке 9678 машин — на 14% меньше, чем годом ранее. Это значит, что если такая же плачевная динамика сохранится, то компания продаст всего 30 000 автомобилей (всех брендов). Это всего 50-60 млрд рублей выручки. Согласитесь, это уже не так интересно.

А я пока не вижу драйверов для роста продаж: покупательская способность населения падает, бизнес съёживается (спрос на коммерческие авто падает), а продажи УАЗов поддерживает исключительно гособоронзаказ.

Прямо сейчас Соллерс стоит какие-то космические деньги: P/E улетел до 28, EV/EBITDA – до 3,24, а P/BV – до 1,13. При этом средние значения мультипликаторов в 4 раза ниже!

Да и текущие дивиденды выглядят не так привлекательно: меньше 5% доходность. Справедливая цена акций при дивдоходности в 10% − не выше 450 рублей, а сейчас акции забрались на 750 рублей. В акциях явно памп без особых новостей.

Не инвестиционная рекомендация, а моё расследование и мнение

✅Брать сейчас Соллерс по таким ценам – безумие. Да и по 450-500 рублей, как они стоили в начале года, я бы тоже подумал, стоит ли. С учётом слабеньких финансовых результатов и непредсказуемых рисков я бы рекомендовал покупать ниже 300 и даже 250 рублей. Но учитывая, что акция – малоликвид, то я бы вообще не рекомендовал приобретать её, потому что котировки никоим образом не учитывают рост бизнеса, а зависят исключительно от капризов участников рынка.

----

Если хотите больше полезной информации — подписывайтесь на телеграмм t.me/investassistance

Самая крупная база обзоров акций российских компаний:

https://t.me/investassistance/1602

Обзоры акций китайских компаний:

https://t.me/investassistance/1605

----

Понравилось? Ставьте 👍 — так я буду знать что на правильном пути

Что по акциям Соллерс? Прибыль или убыток? Ваше мнение — покупать или продавать?👇🏻

2 комментария
А когда также росли пару дней назад почему вопросы на задавали?
avatar
Очень хороший разбор, спасибо! Брал год назад акции в расчете на спекулятивный рост, удвоился, как и ожидал, и вышел в районе 430. Согласен, что все, что было и остается выше — разгон без реальных оснований, не жалею. У меня у самого УАЗ ПАТРИОТ, отслеживаю этот рынок, по текущим ценам и предлагаем комплектациям машина интересна очень узкому кругу потребителей, сейчас вообще только за счет СВО держатся продажи.

теги блога Invest Assistance

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн