Разбор операционного отчета за 2023 год Группы Самолет я, пожалуй, начну с напоминания, что мы теперь рассматриваем крупнейшего застройщика страны по объему строительства. К началу января именно Самолет занял первую строчку рейтинга с 5,33 млн «квадратов» жилья, сместив ПИК на второе место, с чем я, собственно, и поздравляю Самолет, а теперь к отчету.
Итак, объем продаж первичной недвижимости вырос за отчетный период на 47% до 1574,7 тыс кв. м. в натуральном выражении и на 58% до 287,4 млрд руб. в денежном. Даже после бума на рынке недвижимости в 21-22 годах, Самолет не намерен останавливаться и удерживает отличные темпы роста выручки.
Успешная консолидация ГК МИЦ, продление ряда ипотечных программ и крупнейший в стране земельный банк, позволят Самолету и в 2024 году наращивать операционные метрики. К тому же у компании низкая долговая нагрузка в 1,07x по мультипликатору чистый корпоративный долг/EBITDA, что говорит об устойчивости бизнеса.
💬 Ну и раз затронули тему ипотеки, следует сказать о намерении чиновников продлить адресные льготные программы после июля 2024 года. Доля ипотечных контрактов у Группы находится в районе 89%, и сохранение этих программ позволят не сбавлять темп. Подробности узнаем уже весной, тогда и скорректируем взгляд на сектор.
В последнее время снова оживился третий эшелон, поэтому продолжаем поиск интересных идей. Сегодня у нас на разборе компания Светофор Групп, которая анонсировала амбициозную стратегию развития до 2025 года. Насколько реалистичны планы компании? Давайте разбираться.
Светофор Групп – это не сеть известных продуктовых дискаунтеров, а оператор образовательных услуг по подготовке водителей, который имеет статус аккредитованной IT-компании и резидента Фонда «Сколково» за передовые разработки в области дистанционного обучения. Изначально бизнес компании был представлен сетью автошкол с офисами в Санкт-Петербурге и области, однако в последние несколько лет фокус сместился на предоставление дистанционного обучения на базе собственной цифровой платформы.
🤖В сети появились предположения, что Светофор может внедрять искусственный интеллект в свои продукты. Это бы стало ключевой точкой роста для будущих фин показателей. Сейчас тема AI способна разогнать интерес инвесторов, однако я бы дождался комментариев руководства.
Инвест-идею в Сбербанке принято забывать в начале нового года. Дивидендное межсезонье переключает внимание инвесторов на неликвидные активы и компании роста. Однако январь движется к завершению, а до рекомендации дивидендов остается 3-4 месяца. Давайте посмотрим на итоги 2023 года по РПБУ Сбера и прикинем причитающийся нам дивиденд.
Итак, чистый процентный доход банка за отчетный период увеличился на 36,6% до 2,3 трлн рублей. Розничный кредитный портфель вырос на 29,4% с начала года с одновременным улучшением его качества. По динамике не заметно негативное влияние высокой ставки, поэтому не исключу растущую динамику и в 2024 году.
Чистый комиссионный доход вырос за 2023 год на 16,6% до 716 млрд рублей. Динамика уступает процентным доходам, но все еще сохраняет двузначные темпы. Рост сегмента обусловлен увеличивающимися доходами от расчетно-кассового обслуживания и ростом объемов эквайринга.
Схлопывание резервов под кредитные убытки и высокая рентабельность капитала (24,7%) в 2023 году позволили банку заработать 1,5 трлн рублей чистой прибыли, что выше показателей 2022 года в 5 раз. В целом это рекордная цифра, которая выше 1,3 трлн в 2021 году и 700-800 ярдов в период с 2017 по 2020 года.
Осенью «Группа Астра» провела одно из самых громких IPO прошлого года, в котором мне удалось поучаствовать. Сегодня компания объявила операционные результаты за 2023 год, поэтому давайте посмотрим на итоги года и прикинем перспективы компании.
Итак, отгрузки выросли на 75% до рекордных 11,2 млрд рублей как за счёт увеличения количества уникальных клиентов, так и за счет расширения экосистемы. Сильные результаты 2023 года подтверждают эффективность бизнес-модели компании. Вместе с партнерами «Группа Астра» обеспечивает взаимную технологическую совместимость, а затем комбинирует решения в рамках единого предложения, что позволяет клиентам экономить средства на внедрении ПО.
💬 Как один из крупнейших представителей IT-рынка, «Группа Астра» продолжает по выгодным условиям приобретать небольшие ИТ-компании с комплиментарными программными продуктами, что позволяет ей развивать свою экосистему.
В начале этой недели о своих операционных результатах отчитался и Positive Technologies, который зафиксировал аналогичный темп роста отгрузок. При сопоставимой динамике бизнеса, у «Группы Астра» в 2024 году может быть фора, так как Positive Technologies уже имеет высокую базу и ему будет труднее поддерживать высокие темпы роста.
В статьях с разбором МТС я неоднократно писал о своем интересе к его финансовой дочке — МТС Банку. Бизнес-модель банка продемонстрировала эффективность на длинной дистанции и стала важной частью роста экосистемы МТС. А на днях вышла новость, которая косвенно готовит нас к потенциальному первичному размещению акций.
💬 27 февраля акционеры МТС Банка рассмотрят вопрос о дроблении акций. Сейчас уставный капитал кредитной организации составляет 15,015 млрд рублей и разделен на 30,029 млн обыкновенных акций по 500 рублей каждая и 600 привилегированных акций тем же номиналом. Такие технические изменения часто могут свидетельствовать о подготовке к IPO.
Руководство МТС и АФК Система и раньше не скрывало, что банк может выйти на биржу, чтобы получить оценку рынка и иметь дополнительный индикатор качества управления. Кроме того, банк, очевидно, рассчитывает привлечь капитал для развития – по данным источников Интерфакса, средства от IPO, если оно состоится, пойдут в сам банк, а не акционерам.
Крупнейший оператор каршеринга в России – Делимобиль, планирует выйти на IPO уже в феврале этого года под тикером DELI. Книга заявок открылась сегодня в ценовом диапазоне от 245 рублей до 265 рублей за одну акцию, и завершится предварительно 5 февраля 2024 года. Бумаги будут включены во второй уровень листинга Мосбиржи, а начало торгов ожидается не позднее 7 февраля 2024.
По заверениям менеджмента, институциональные инвесторы проявляют высокий интерес к эмитенту и их заявки покрывают объем размещения, но Делимобиль не будет отдавать все акции финансовым компаниям, а обеспечит сбалансированную аллокацию между розничными и институциональными инвесторами. В ходе последних размещений половина бумаг уходила институционалам, а половина частным инвесторам и возможно в первом IPO 2024 года мы увидим аналогичный подход.
Итак, ориентир по оценке предполагает стоимость компании от 39,2 до 42,4 млрд рублей без учета средств, привлеченных в рамках IPO. Согласно базовому сценарию, компания планирует привлечь до 3 млрд рублей и в этом случае стоимость бизнеса составит порядка 42,2 — 45,4 млрд рублей.
Все чаще жертвами атаки дронов становятся объекты крупнейших нефтегазовых компаний России. 19 января произошел пожар на нефтебазе Роснефти в Клинцах, а 21 января тушением занимался уже Новатэк в Усть-Луге. Возгорание ликвидировали, но технологический процесс пришлось временно остановить. Последствия для обеих компаний незначительные, чего не скажешь о «санкционных атаках».
В конце декабря прошлого года иностранные акционеры «Арктик СПГ-2» объявили форс-мажор по проекту из-за санкций США. Японская Mitsui отозвала своих сотрудников, а французская TotalEnergies отказалась закупать СПГ с проекта в 2024 году. Благо наши партнеры из Поднебесной готовы продолжать взаимовыгодное сотрудничество по проекту.
Тем более он находится в заключительной фазе запуска. Точнее первая очередь уже фактически начала работу, а отгрузки СПГ начнутся в первом квартале 2024 года. По данным Reuters, первый танкер отправится в Азию, что еще раз подтверждает резисте́нтность всего сектора к санкциям. А вот что плохо влияет на финансовые показатели газовиков, так это снижение цен на газ на спотовых рынках.
Удручающую статистику недавно опубликовал Росстат. Так, впервые с 2010 года в 2022 году был зафиксирован рост числа случаев постановки диагноза «алкогольная зависимость». Боюсь, что тренд в 2023 году мог продолжиться, даже несмотря на общее сокращение объемов производства. За прошлый год снижение составило 4,3%. А как чувствует себя Белуга? Финансовый отчет за 9 месяцев мы разбирали, теперь настала очередь операционки за весь 2023 года.
Итак, общие отгрузки увеличились на 1% до 17 млн декалитров. Этого удалось достичь благодаря ускорению роста в 4 квартале. Высокий сезон был пройден успешно, что позволило показать исторический квартальный рост — 5,6 млн декалитров (+4,7%). Лидером по темпам роста стал сегмент «импортных брендов», который вырос на 23% к 2022 году и на 39,8% к докризисному 2021 году.
По «ВинЛабу» тоже все в рамках ожиданий — сегмент продолжает расти. Объемы продаж прибавили 35% за отчетный период, а количество торговых точек увеличилось на 306 магазинов до 1650 штук. Остальные операционные метрики сегмента тоже на высоте. Трафик вырос на 21%, средний чек на 8,1%, что превышает результаты аналогов.
Наличие в портфеле представителя фудритейла России является важной составляющей диверсификации. Ну а кого выбирать, как не лидера сектора? Но сперва давайте пробежимся по операционным результатам X5 Group за весь 2023 год и посмотрим на перспективы бизнеса.
Итак, выручка X5 за отчетный период выросла на 20,6% до 3,1 трлн рублей. Динамика более чем впечатляющая, ведь уровень продуктовой инфляции, по которому «скользят» фудритейлеры, за 2023 год едва превысил 8%. Получается, что бизнес-модель компании позволяет не просто кратно обгонять инфляцию, но и чувствовать себя хорошо в любом цикле экономики.
За последние 6 лет выручка компании выросла в 2 раза со среднегодовым темпом роста в 17,5%. X5 Group – крупнейший продуктовый ритейлер страны, и несмотря на это, ему удается масштабироваться, по пути трансформируя свою экосистему. В 2023 году был закрыт последний гипермаркет «Карусель», началось тестирование магазинов малых форматов «Около», а сегмент жестких дискаунтеров «Чижик» растет по экспоненте.
2023 год порадовал нас громкими и прибыльными IPO. Соскучившиеся до новых листингов инвесторы могут найти в СМИ долгожданный релиз — «Делимобиль уже в начале февраля планирует провести первичное публичное размещение обыкновенных акций». Давайте посмотрим на параметры IPO.
Итак, ПАО «Каршеринг Руссия» размещает часть своих акций на Мосбирже. Free float может составить до 10%. При этом устанавливается lock-up период в 180 дней, когда ни сама компания, ни контролирующие лица не смогут продать свои акции.
Средства, полученные в ходе IPO компания планируется направить на развитие и снижение долговой нагрузки. Классический cash-in, который призван расширить бизнес-модель Делимобиля, повысить прозрачность компании и вывести ее в публичное поле.
Подробный разбор компании мы уже с вами проводили. Напомню, что финансовые показатели в последние годы отличные. Выручка с 2020 по 2022 год увеличилась в 2,4 раза до 15,2 млрд рублей, и только за 9 месяцев 2023 года составила 14,5 ярдов. Компания вышла в прибыль и продолжает ее наращивать благодаря сдерживанию роста себестоимости.