Новости рынков
В конце мая 2025 года ставки фрахта балкеров из Усть-Луги достигли минимума с февраля — $35/т в порты Западной Индии, $40/т — в Восточную Индию, $41/т — в Китай. Это произошло несмотря на санкции ЕС, запрещающие операции с рядом российских портов. Ранее санкции привели к росту ставок до $42–44/т, но в прошлом году они доходили до $50/т.
Китайские судовладельцы активно замещают европейский флот: число их судозаходов в Усть-Лугу выросло до 12 в месяц, тогда как греческие сократились до восьми. Экспорт угля в Китай через этот порт с января по апрель вырос почти в 4 раза — до 2,3 млн т, однако общий экспорт из Усть-Луги упал на 25%, до 10 млн т.
Логистика и субсидии
Экспорт угля из северо-западных и южных портов России страдает от низкой рентабельности. Даже через дальневосточные порты поставки в Китай часто убыточны. В ответ правительство решило компенсировать часть транспортных затрат. Сибирским компаниям теперь возмещается 12,8% от тарифа РЖД при экспорте в западные порты.
Перспективы и риски
FOB-цена российского угля в Балтике — $58/т, в то время как австралийский уголь торгуется по $105/т. По прогнозу ЦЦИ, фрахт в ближайшие месяцы останется в диапазоне $33–44/т. Аналитики не исключают, что интерес китайских судовладельцев к Усть-Луге будет расти, что окажет дополнительное давление на ставки. Однако, по их мнению, наращивать экспорт с убытками отрасль вряд ли сможет.
По оптимистичным оценкам, отгрузки через Усть-Лугу в 2025 году составят не более 30 млн т против 36,7 млн т в 2024 году. Ситуация может улучшиться к осени, когда Китай традиционно увеличивает закупки перед зимним сезоном.
Источник: www.vedomosti.ru/business/articles/2025/06/11/1116421-fraht-ugolnih-balkerov-v-ust-luge-podeshevel?from=newsline