Канал MMI натолкнул меня на полезную ссылку:
budget.gov.ru/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82?regionId=45000000
Название страницы: Актуальная бюджетная статистика в цифрах. Цифры приведены в виде понятной инфографики и обновляются ежедневно.
Это цифры бюджетной катастрофы. Накопленный всего за 2 неполных месяца 2023 года дефицит бюджета, ~3,8 трлн.р., уже превысил годовой план по дефициту, он 3,5 трлн.р.
Отрезок с 1 января по 20 февраля, отраженный в инфографике, короткий для долгоиграющих планов. И последующие расходы, вероятно, будут заметно ниже, и с доходами правительство что-то будет придумывать. Не уверен, что можно придумать что-то сейчас, чтобы не навредить потом. Как пример, инициатива г-на Белоусова об очередном разовом добровольном взносе бизнеса, суммой 250-300 млрд.р., похоже, преобразуется в налоговую норму. Как бы и порядка больше, и давления.
Но в целом, откатить назад настолько, чтобы даже только стабилизировать бюджетный дефицит на этом уровне, представляется слабо реальным.
Мысль я высказывал еще осенью: пока есть чем финансировать потери бюджета, экономика и, главное, рубль их мало будут замечать. Для финансирования есть ликвидная часть накопленных фондов. Тогда на период затишья перед бурей я отводил весь 2023 год, а то и больше. В чем цифры с приведенного сайта предлагают усомниться.
По мере истощения накоплений будет обостряться потребность в госзаимствованиях, которые у нас теперь внутренние. Т.е. инвесторы в госдолг – преимущественно госбанки. Об этом тоже недавно писал. Когда и должник, и заимодавец представляют, по факту, одного экономического субъекта и пытаются решить одну его задачу, это сродни перекладыванию фантиков между разными карманами одних брюк.
Исход видится понятным и без очевидных альтернатив – высокая инфляция. Хотя это не столько исход, столько этап в работе с кассовыми разрывами бюджета. Тоже конечный этап. Надеюсь, за пару лет, включая его, или ишак заговорит, или… найдутся разумные механизмы борьбы с экономическим кризисом.
Что делать нам? Мы занимаемся облигациями, а они от витка инфляции страдают даже больше обычных денег.
Первое, минимум длинных бумаг, со временем, ноль длинных бумаг. Это всё, что дольше 2 лет до погашения. Сейчас у нас в портфеле средняя длина бумаги – чуть больше 1 года.
Второе, в нашем облигационном портфеле увеличивается доля денежных инструментов, цель на данный момент – 20% от активов, и она может сдвинуться выше. До сих пор для этого использовались однодневные сделки РЕПО с ЦК (доходность около 7,2-7,5%), но мы тестируем и рынок депозитов МосБиржи.
Третье. Видимо, в портфель добавится валюта. Через нас размещается юаневый выпуск МФК Быстроденьги, доходность в юанях 8,6%. Видимо, с него начнется валютная диверсификация нашего исторически рублевого портфеля ВДО.
Ожидаемо прозаичная концовка. Но мы привыкли решать проблемы знакомыми инструментами. Чтобы не добавить новых проблем.
_____________
Не является инвестиционной рекомендацией. Ссылка на ограничение ответственности: ivolgacap.ru/upload/medialibrary/important-information.pdf
Наконец, весьма спорный факт утверждения будто госрасходы вызовут системную инфляцию. Оборот денег в стране и коэффициент монетизации ввп по-прежнему низкие, сберегательная модель поведения населения сокращает покупательский спрос.
Насчет «самого страшного» расскажите частным акционерам ВТБ, которых неоднократно поимели, «допэмиссиями» размыв их долю акций до неприличия.
Индекс с дивидендами MCFTR, сейчас 4684 пункта. Повторяем ту же нехитрую математическую операцию, получаем 14,2 % годовых.
Имел ввиду, что облиги как инструмент пережидания возможной просадки акций. Кэш эквиваленты. Как аккумулятор средств дивов, для создания фонда выкупа просадок, новых идей и т.д.
А так, это прекрасно, что облиги способны давать так или иначе сопоставимую прибыль. А может местами даже обгонять. Всё вместе, предположу надёжнее. Есть пространство для манёвра.
Мои ожидания ещё связаны с фин кризисом, который как-то не сыграл свою скрипку внятно. По разными соусами, но не самостоятельно.
За 20 лет: ((4251/338)/4,995)^1/20=4.7% реальной доходности, вполне себе неплохо
За 10 лет: ((4251/1732)/1.975)^1/10=2.2% реальной доходности, тоже в плюс, но ниже уровня почти безрисковых ОФЗ-ИН.
Касательно валютных инструментов. Будете ли вы стараться дожидаться локальных укреплений рубля (налоговый период, etc.), или конвертации будут проходить в момент высвобождения рублей по рынку?
Андрей Хохрин, эта разводка повторяется из раза в раз. Есть вот такой забавный график:
tradingeconomics.com/russia/government-bond-yield
И угадайте, куда он дальше пойдёт, судя по предыстории.
Но на этом заработать должны не все. Поэтому и такие прогнозы от первых лиц. Разумеется, при просмотре надо нажать All.
В бюджете заложена средняя цена Юралс — 70,1 и курс 68 с копейками. Как его исполнить? С учетом ограничений и явно бОльших расходов. Только в виде комбинации: девальвация и печатать под «активы» ФНБ… может свой КУЕ продолжать — ОФЗ размещать через госбанки, потом принимать их в ЦБ и снова давать ликвидность под новые выпуски.
Но вообще, очень хороший и интересный материал. Автору респект.
Если повышать ключевую ставку, то это сделает более дорогим обслуживание гос.долга, придется повышать доходность по ОФЗ, это сделает более дорогим кредитование и т.д.
С другой стороны, в турецкий вариант слабо верится. Как говорится, «не наши методы».
Скорее всего ЦБ повышение ставки не будет резким. Доллар, евро, юань будут постепенно дорожать к рублю, а это на руку Минфину-бюджету.
Так что тактика покупки в портфель облигаций в валюте (в юанях или замещающих) выглядит совершенно правильной.
Какова будет ценность денег, когда страны не станет?
как обычно вес в унциях*на стоимость в долларах.