Новости рынков
Макроэкономическая статистика Росстата за ноябрь и опережающие индикаторы указывают на переход экономики России к фазе стабилизации к концу 2025 года. После длительного периода ускоренного роста темпы расширения ВВП заметно снизились, а частное потребление — ключевой драйвер года — начало терять импульс.
По оценке Минэкономики, в январе—ноябре 2025 года ВВП вырос на 1% в годовом выражении, что соответствует официальному прогнозу. Однако в ноябре прирост экономики составил лишь 0,1% год к году против 1,6% в октябре. В министерстве частично объясняют замедление календарным фактором: в ноябре 2025 года было на два рабочих дня меньше, чем годом ранее.
Данные Росстата выглядят еще слабее. Выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в ноябре снизился на 0,5% в годовом выражении — впервые с февраля 2023 года. Месяцем ранее этот показатель демонстрировал рост на 2,9%.
Из ключевых отраслей положительную динамику в ноябре показала фактически только розничная торговля. Ее рост был связан с реализацией отложенного спроса на фоне ожиданий повышения НДС и восстановления роста реальных зарплат в сентябре—октябре. В целом за январь—ноябрь 2025 года частный спрос вырос на 2,8%, почти втрое опередив динамику ВВП. В ноябре он увеличился на 3,5% год к году, хотя это уже ниже октябрьских 4,8%.
К концу года признаки охлаждения стали заметны и в потреблении. По данным Сбериндекса, в последнюю неделю декабря 2025 года потребительские расходы оказались на 3,1% ниже уровня аналогичного периода 2024 года. Композитный индекс PMI S&P (обработка и услуги) в декабре также указывал на приближение экономики к состоянию стагнации.
Структура использования ВВП в третьем квартале 2025 года подтверждает сужение источников роста. Экономика все больше опиралась на конечное потребление, прежде всего частное, при слабом вкладе чистого экспорта и сокращении валового накопления. Доля расходов на конечное потребление выросла до 72,2% против 69,4% годом ранее, тогда как доля валового накопления снизилась до 25,2%, а чистого экспорта — до 2,6%.
Одновременно в структуре ВВП выросла доля оплаты труда — с 42,7% до 46,2%, увеличились чистые налоги на производство и импорт, тогда как доля валовой прибыли заметно сократилась. Это указывает на изменение баланса доходов в экономике и дополнительные ограничения для инвестиционного роста.