Новости рынков
Минтранс разослал на обсуждение проект постановления правительства о введении системы «ship-or-pay» (вези или плати) для 15 млн тонн угля из Кузбасса на 2023–2024 годы. Этот проект, обсуждавшийся еще в 2021 году, не был принят, но теперь снова обсуждается перед окончанием срока его действия через четыре месяца.
Документ предполагает, что в 2023 году в рамках системы «ship-or-pay» будут вывозиться 5 млн тонн угля, а в 2024 году — 10 млн тонн, при этом общий объем экспорта не должен превышать 63 млн тонн в 2023 году и 68 млн тонн в 2024 году. В прошлом году и текущем уголь вывозился по другим документам, что вызывает вопросы о необходимости повторного обсуждения.
Вместо системы «ship-or-pay», ранее гарантии вывоза угля обеспечивались указом президента и объемными соглашениями с ОАО РЖД. Проблемы с объемами и квотами на вывоз угля, особенно в Хакасии и Новосибирской области, также остаются актуальными. В 2024 году установлен гарантированный вывоз угля из Кузбасса в объеме 54,1 млн тонн.
Эксперты расходятся во мнениях о целях актуализации проекта. Некоторые считают, что это попытка формально закрыть проект, в то время как другие предполагают, что документ может использоваться для дополнительных объемов перевозок. С учетом предстоящих изменений в правилах доступа к железнодорожной инфраструктуре и текущих проблем с погрузкой, вероятность реализации «ship-or-pay» до конца 2024 года остается низкой.
Источник: www.kommersant.ru/doc/6904245?from=top_main_3