16.05.2014, Москва — Почему в одних странах происходят кровавые перевороты, общественные волнения, и царит нестабильность, а в других все спокойно? Можете ли вы себе представить, например, Швейцарию, в ее нынешнем экономическом состоянии, которую обработали даже самой мощной пропагандой, ломящейся на баррикады? — по материалам AForex.
Вряд ли. Будет возмущение в прессе, активисты, флэш-мобы, на худой конец. Но не баррикады. Как показывает математическая модель, разработанная в Институте сложных систем Новой Англии (NECSI) под руководством д-ра Янира Бар-Яма, революции и общественные катаклизмы можно объяснить с помощью простых факторов и описать простым правилом. Вероятность возникновения сильных протестных выступлений зависит от цены на продовольствие, а критический уровень затрат на еду, после которого настает выплеск недовольства, составляет около 40% от дохода. Понятно, что не только цена на продовольствие гонит людей на баррикады и демонстрации – тут виноваты и коррупция, безработица, притеснения и экономическая нестабильность. Но готовность к радикальному ответу на них возникает, когда люди загнаны в угол. В цифрах это когда 40 и более процентов денег уходит на питание. Свидетельством этому являются арабская весна и марш пустых кастрюль в Венесуэле, и хлебная интифада в Египте в 1977, когда были отменены хлебные субсидии. На цену на зерновые сильно влияют цены на энергоносители (на 1 калорию в зерновых уходит от 10 до 20 калорий энергии) и доступность воды (на 1т зерна уходит до 1,000т воды).
Импортеры зерна, страны с низкой обеспеченностью водой и энергией – вот зоны потенциальной нестабильности с вероятностью жестких протестов в ближайшем будущем.