Комментарии к постам *FXRB*
Karkoon, На самом то деле Горбачёв когда пришёл к власти, уже всё стало необратимо, развалилось абсолютно всё. Денег не хватало у страны не на что. Самое главное, хорошо что СССР развалился, хоть жизнь в России стала нормальная.
kuzbass_oleg, Когда СССР развалился, жизнь в России стала не «нормальной» а адом. Если бы сл правитель продолжал курс Горби и ЕБНа, земля ему колом, сейчас бы были даже не Украиной а Сомали какими-нибудь.
Все или не все было потеряно для СССР — неизвестно. Но безусловно, да, он требовал серьезного лечения — долгого, вдумчивого, осторожного. А дебил Горби налетел с шашкой «Ура, перестройка! План говно! Рынок рулит! Хозрасчет! Экономическая самостоятельность!» И расхерачил даже ту экономику, что была. Ну а ЕБН просто откровенно и последовательно уничтожал страну.
Я лично думаю, что СССР можно было исправить. И Горби и ЕБНу он достался, имея колоссальный запас прочности. А вот Путину уже досталась Россия, нищая, опозоренная, зараженная всеми болезнями, которые существуют вообще. ЕБН старался, не покладая рук, отравлял и убивал всё, что мог. И тем не менее, да, сейчас живем более, чем нормально, несмотря на бешеный прессинг Запада. Так что, вдумчивыми, неторопливыми, последовательными действиями много что можно исправить.
Karkoon, Вот и для меня до сих пор загадка, куда сука это всё девалось то? Сейчас ведь всего навалом.
kuzbass_oleg, Перекос в системе. Наверняка простого ответа не существует. Я для себя понял так, что конкуренция и план, частники и государство должны сосуществовать, находиться в динамическом равновесии. И его надо постоянно подкручивать, поправлять, регулировать. А в СССР государство и плановая экономика были выкручены на максимум, а частники и рыночная экономика — практически уничтожены. Не может машина долго ехать на двух колесах из четырех. Ну и внешнее давление — одни про него любят забывать, другие все к нему сводить. Как минимум, оно было и сильное по всем фронтам.
Karkoon, вы описываете горбачёвские времена. Причём уже кооперативные, судя по вот таким «собачкам для бумаги». До 80-х такой дичи не было. А у нас в Москве, к счастью, и в горбачёвские до проблем с туалетной бумагой не дошло даже в тотально-талонный период.
Ну а как наступил ИСКУСТВЕННЫЙ постперестроечный дефицит даже банальных продуктов — давно можете массу инфы в сети найти, а потом заодно и про разрушение Госплана почитать. Смена строя происходила отнюдь не «сама собой».
Дмитрий, Во времена маразматика Горби, да все вообще полетело в тартарары, из магазинов вообще всё исчезло, кроме маргарина. В Томске и по всей стране талоны тогда появились на все, а вот в Семипалатинске они были и при Брежневе на некоторые продукты. Тамошний анекдот брежневских лет:
Закончилась Холодная война, США и СССР стали дружить, стали друг другу секреты открывать. Летят Брежнев и Рейга на самолете над СССР, Брежнев рассказывает, где ракетные базы, где заводы. Пролетают над Семипалатинском, Рейган говорит:
— О, Семипалатинск я знаю! Тут два моих агента погибли!
— Как так? Мне ничего не докладывали
— Да одного в очереди за колбасой задавили, а другой потерял талончики на масло и повесился.
И кстати, кооперативные магазины в Семске, помнится, при Брежневе были, мало, но были. Продавали в них какие-то копчености, типа казы, дорого, конечно, мы в них и не заходили. СССР был большой и разный не только по времени, но и по протяженности. К Москве не сводится. Туалетные «собачки», возможно, появились при Горби, а туалетной бумаги не было никогда. Ну ты сам подумай, на хер бы они появились, если бы она (бумага) была? Жопу вытирать газетой было нормой, поэтому появились держатели для газет
В Москве, кстати, бывал раз или два и не помню там какой-то особой роскоши в магазинах. Из того, чего у нас не купишь, помню эскимо, а при Горби оно, кстати, и у нас появилось. Шоколад хороший, вроде, можно было купить — «Гвардейский», «Золотой ярлык», тоже домой везли, до праздников хранили. В Новосибирске пепси-кола была и кукурузные палочки, тоже, если кто бывал, то привозил. Из Прибалтики — торт «Прага». В Среднюю Азию за книгами ездили те, кто занимался этим. В Магадане, само собой, морепродукты и почему-то пиво (в Томске не было), правда, я там уже 1986-м побывал. А такое явление как очереди «по записи», дежурства у магазинов с вечера до утра, чтоб запись «не сгорела» помнишь? Посмотри, например, фильм-концерт «Новогоднее похищение» 1969-го года, там такая очередь шутливо обыгрывается. Заодно «Самую обоятельную и привлекательную» там тоже тема дефицита хорошо показана.
Короче, можешь меня считать вруном или маразматиком, типа, раз ты чего-то не знаешь, значит этого не было. Дело твое. Но тотальный дефицит начался задолго до Горби, при нем он вырос до катастрофического.
Damian D, финансировало. Но к развалу СССР это очень опосредованное отношение имеет. Но некоторый обратный синергетический эффект был- оставались в рамках одной страны, промышленность там развивалась, и всё работало в рамках одной системы и единых цепочек поставок. Какая нибудь Мрia строилась не одной украиной, а несколькими предприятиями там, несколькими в России и даже заводов в Узбекистане. Разные части производили. И это позволяло делать мастабные проекты.
Сильнее поддерживали вливаниями слаборазвитые республики. И кстати, прецеденты финансирования такого были и до СССР- к примеру Финляндия в составе российской империи имела нехилые налоговые преференции. И более высокий уровень жизни «финский лев окреп и возмужал на груди у российского орла» писал один из финских авторов.
А на счёт тщательно скрывало- пруфы есть? я думаю те кто интересовался знали- балансы между регионами страны -интерес весьма специфичный. А тогда по факту это именно регионы были, пусть и сво своей спецификой. Мне кажется скорее это проговаривалось, но с акцентом другим- показывали активно- вон, было средневековье и кочевое население. А теперь тут школы, больницы и заводы
Mathman, Если Вы говорите про СССР, то ничего подобного. Получение жилья не гарантировалось. Были организации, в которых сотрудникам жилье не давали вообще никогда, кажем трест бытового обслуживания к которому парихмахерские относились. Т.е. завод может строить свое жилье и худо бедно обеспечивать им, а где то только в общей очереди, где оюди могут сотять десятилетиями.
Сколько народа с семьями жило в коммуналках, общагах или в бараках? Всю жизнь жили, поколениями. Явно же не от любви к процессу посещения зимой в морозы туалета на улице.
Как на счет того, что для того, что бы заработать квартиру за 3 года — поехать в Казахстан работать на строящемся заводе, на вредном производстве какую то химию разравнивать перед подачей в бункер. Реально давали квартиры, и люди ехали, даже не успевали инвалидность хапнуть.
kuzbass_oleg, Можно вспомнить и более ранний СССР. При Сталине за 15 минут опоздания на завод сажали или колхозников за 3 колоска. Конечно, мог суд и пожалеть человека, дать условно несколько лет — слышал и о таких случаях.
Еще чуть раньше, в 30е — могли гардеробщика в театре растрелять за то, что посмел сдачу серебряной мелочью припрятывать, расчитываясь крупными бумажками.
КГ/АМ -крато
Подробней:
1.автор некомпетентен
2. Всё в кучу. И катастрофа на самолёте и сословность
3. Машина якобы взята как пример. Но это крайне не характерный пример. Тем более с волгой, которую в первую очередь предприятием поставляли. Бывало ещё за большие заслуги выдавали -космонавтом, крупным конструкторам и т.д. Общался как то с пенсионером экс шахтёром -он авто получил в советское время как передовик. Да и уголовное дело тут именно из за мошенничества- и в кассе деньги получены и билетик продан, что бы предъявить откуда машинка (которой у человек быть не должно). В целом недоступность волг как раз показатель, что шли верной дорогой и заботились о том, что бы не было слишком бедных и богатых (высокое неравенство расцветшее в 90тые и в двухтысячные РФ). Автор не понимает, что целью заработать максимум на продаже волг небыло. Цель была- обеспечить возможность перемещения населения. Поэтому общественный транспорт был субсидирован. Как и продукты и многое другое.
4. Много прямого вранья. К примеру по срок ожидания квартир. Цифры то есть. Недавно Камолов даже приводил их. большая часть молодых семей получали в срок 1-3 года жильё. А если по всех гражданам кто в очереди на улучшения жильных условий- 40+% получали в срок до 3 лет, около половины ещё -от 3 до 100. Тех кто больше 10 ждал единицы процентов. Моему отцу (простому инженеру на заводе (не оборона и не космос) трешку улучшенной планировки предложили спустя 3 года после женитьбы и рождения детей. Были предприятия где давали быстрей -кому критично шли на них. Касательно кооперативов- это уже продукт перестройки. Но и там были варианты. Например МЖК- идешь в такой кооператив от завода, работаешь год сам на строительстве дома и получаешь квартиру. не 30 лет отдаешь пол ЗП, а за год. Думаю многие сейчас прям бросились бы- даже если придется кабинет в офисе поменять на робу каменьщика.
5. Спец снабжения, березки и прочее. Был у меня родственник- зам глав прокурора области. Знаю как они жили. Из плюшек относительно нас — что квартира улучшенной планировки и в центре. Ни яхты на лазурном берегу, ни особняков за рубежом и бизнесджетами. Была очень небольшая прослойка с березками и парт дачами даваемыми во временное пользования (хотя надо сказать, что их давали, и например писателям) но там уровень потребления сравним не с олигархом или нынешним чиновником, а скорее с мелким предпринимателем.
6. Ну вывод не верный. «Сословности» в СССР куда меньше было чем в современной РФ с неравенством или в США где очень четко разделено на богатые районы и бедные (в некоторые из которых и полиция суваться боится). И на порядок меньше чем в царской России (где она была по закону).
Жизнь верхов и низов не сильно отличалась. + да и спец льготы были не только у верхов. Были в многих отраслях и ведомственные сантории, где миллионами отдыхали и оздоравливались работники от директора до уборщицы. А не так, что бы один улетель на мальдивы, а другой сидит дома т к денег нет. Было даже спец снабжение- например мясо и овощи от подшивного заводу колхоза. Для ВСЕХ работников. Не для элиты.
Бизнес джетов небыло. Бизнес класса даже в самолётах не было. Был с 78 первый класс с икрой и шампанским, но всего на нескольких рейсах и разница в цене между обычным билетом и первым классам была, например 108 и 120 руб. А не в несколько раз, как сейчас