Изображение в оглавлении: график облигаций КИВИ Финанс, 001Р-01. Источник: Cbonds
В четверг стало известно о претензиях ЦБ к «Киви Банку» в результате проведенного в нем аудита деятельности и выплате штрафа в 11 млн рублей с ограничением проведения ряда операций. Акции компании упали почти на 10% на Мосбирже, а облигации компании подешевели с 103,4% до 99,75%. Попробуем разобраться, насколько сильно введенные ЦБ санкции способны повлиять на деятельность компании.
От платежных терминалов до онлайн-платформ
“Киви” пережил серьезную трансформацию от бизнеса, связанного с проведением платежей физических лиц через терминалы, до банка, специализирующегося на проведении онлайн-транзакций между пользователями и компаниями.
Сегмент обслуживания платежей физических лиц как бизнес-модель постепенно изжил себя за последние десять лет. С одновременным приходом всех крупных банков в онлайн и в целом цифровизации всех других бизнесов необходимость в физическом посреднике при проведении платежей исчезла. Дополнительное давление на этот бизнес также оказало законодательство об идентификации граждан, совершающих онлайн-платежи, из-за которых количество пользователей таких платежных систем снизилось.
Поэтому “Киви” было необходимо искать другую нишу, где она как финансовая компания могла бы найти свое место. Компания пыталась найти точки роста в онлайн-банкинге, онлайн-кредитовании и других проектах, но поистине успешной идеей “Киви” было создание продукта по транзакциям для онлайн-платформ. В этом продукте банковский бизнес “Киви” берет на себя полностью процесс осуществления транзакций между пользователями компании и онлайн-платформами. Такое комплексное решение на развивающемся рынке онлайн-услуг было очень актуальным, и поэтому компании удалось привлечь много крупных клиентов с большим оборотом бизнеса и, как следствие, с большим количеством транзакций. Согласно информации из презентации для инвесторов, клиентами «Киви» являются коммерческие интернет-платформы (Avito, Airbnb), агрегаторы такси (Uber, Везет), онлайн-игры (World of Tanks, Steam) и букмекерские конторы (Фонбет).
Сейчас транзакционные услуги приносят Киви 85% ее валовой прибыли. Другие сервисы компании по-прежнему действуют (банковские продукты для самозанятых, проведение традиционных платежей от физлиц) но драйверами роста компании они не являются. В ряде случаев, как например в принадлежащем «Киви» Рокетбанке, они не показывают желаемых результатов.
Успех B2B-сегмента обеспечил компании существенное улучшение финансовых показателей, даже несмотря на кризисный год. За 9 месяцев компания показала рост валовой прибыли на 17% в годовом выражении – на 2,8 млрд рублей(рост 18% за 2019 год), а EBITDA — на 36% г/г, или 2,7 млрд рублей (рост 56% за 2019 год). Снижение потребительских расходов и трат в индустрии развлечений не позволило выйти на рекордные показатели роста прошлого года, но то, что рост в этом году сохранился — хорошее достижение для такого бизнеса.
Динамика валовой прибыли и распределение между сегментами бизнеса. Источник: презентация для инвесторов компании.
Проверка ЦБ и ограничения
Проверка ЦБ, длившаяся с июля по сентябрь 2020 года, была направлена на оценку деятельности “Киви Банка” в период с июля 2018 по 2020 год. По информации, опубликованной в пресс-релизе компании, Центробанк нашел в деятельности банка ряд недостатков в части ведения учета и предоставления отчетности. Какие именно регламенты были нарушены и в рамках какой политики, не уточняется. К банку с 7 декабря были применены два наказания: штраф в 11 млн рублей и ограничения по проведению ряда операций.
Последняя санкция может оказаться довольно неприятной: банку предписано остановить на время большинство операций с иностранными контрагентами и операции по предоплаченным картам. На какие конкретно виды операций распространяется ограничение, не указывается. Достоверно неизвестно также, насколько существенными являются эти платежи являются для банка. В пресс-релизе компания заявляет о том, что если бы эти санкции применялись течение 9 месяцев 2020 года, то “это оказало бы негативный эффект на 33% — 40% валовой выручки”. Точный вывод из этой фразы сделать проблематично: в расширительной трактовке это можно понимать как упущенную выгоду по ряду типов операций, в узком – как полную потерю прибыли по ним. И в том, и в другом случае это представляет риск для ключевого бизнеса компании, и эти ограничения можно связывать с определенным уровнем убытков по операционной деятельности.
С чем были связаны нарушения, также не раскрывается. По характеру примененных санкций можно лишь предположить, что они могли появиться из-за несоблюдения требований ПОД/ФТ, которые во многом и регламентирует правила идентификации клиентов/контрагентов и проведения платежей с заграничными организациями. О том, произошло ли это по невнимательности или по умыслу, можно только строить предположения.
Как эта ситуация может повлиять на Киви?
В опубликованном пресс-релизе (на английском) компания заявляет, что примененные санкции не отразятся на финансовых результатах компании за 2020 год, а в первом квартале 2021 года компания будет контролировать этот эффект. Киви говорит о предпринимаемых на данный момент действиях по решению проблемы, например, о переадресации платежей на партнеров.
Несомненно, эта история наносит операционный и имиджевый вред главному бизнесу Киви — транзакционному. Ключевой вопрос в этой истории, ответ на который лежит вне рамок публичного пространства, насколько устранены нарушения и как сильно ограничения ЦБ влияют на операционную деятельность компании. По мнению ряда банковских экспертов, данное нарушение не требует длительных процедур для его устранения, а за такой продолжительный период проверки и консультаций с ЦБ уже должно быть устранено, и банку необходимо согласовать все исправления для восстановления попавших под ограничения операций.
Несомненно, в какой-то степени ограничения отразятся на операционных и финансовых результатах группы. Отчасти компания может компенсировать эти потери продажей убыточных активов группы, переговоры по которым по-прежнему идут.
Сейчас для Киви важно доказать, в первую очередь, для клиентов, что в их бизнесе не сложилось долгосрочных проблем, а лишь были допущены небольшие ошибки в его ведении. Оценить же масштаб и нарушения, и последствий можно будет ближе к концу года по дальнейшим действиям компании и ее клиентов.
Пока же можно говорить о краткосрочном давлении на финансовый результат и, как следствие, на котировки ценных бумаг компании этой истории. Для построения долгосрочных выводов текущей информации недостаточно: не ясны сроки действия ограничений на операции и степень их влияния на бизнес; кредитный рейтинг компании по-прежнему остается на уровне ruA+. Тем не менее, последствия от этих ограничений вряд ли можно назвать угрожающими для фундаментальной устойчивости банка. Если говорить о перспективах облигаций компании, то несмотря на текущую неопределенность рисков, это падение и уровень доходности видится в краткосрочном периоде справедливым, но не защищенным от волатильности вокруг новостей компании.
Автор: Илья Григорьев
У него тоже полно аналогичных мутных интернет-онлайн клиентов и операций.
Запрет части операций выглядит пугающим, особенно с учётом неизвестности. Но упавшие акции азартно прикупил на небольшой процент от депозита.