Новости рынков
В сентябре 2025 года в Россию ввезли рекордные 48,4 тыс. подержанных автомобилей — это максимальный показатель за последние два года, сообщает агентство «Автостат». Рост импорта объясняется ожиданиями ужесточения правил расчета утилизационного сбора, которые могут сделать ввоз иномарок мощнее 160 л.с. значительно дороже.
Практически весь объем ввоза пришелся на физических лиц. Основными странами-поставщиками остаются Япония, Китай и Южная Корея. При этом доля японских автомобилей снизилась с 48% в июне до 39% в сентябре, в то время как китайские выросли до более чем 20%. Южная Корея удерживает стабильные 22%.
Самыми популярными марками остаются Toyota (19%) и Honda (15%), за ними следуют BMW, Kia и Volkswagen. Среди моделей лидируют Toyota Corolla и Honda Freed.
Минпромторг в сентябре предложил изменить систему льгот по утилизационному сбору: льготные ставки — 3,4 тыс. руб. для новых авто и 5,2 тыс. руб. для машин старше трёх лет — сохранятся только для автомобилей мощностью до 160 л.с. Более мощные автомобили будут облагаться по коммерческим тарифам, что приведёт к кратному росту платежей. Например, утильсбор для Kia Sorento (194 л.с.) может достигнуть 1,9 млн руб., для BMW X5 — 2,7 млн руб., а для Cadillac Escalade — почти 2,9 млн руб.
Эксперты прогнозируют, что после введения новых ставок объем «серого» импорта может сократиться на 25–35%. Введение правил, изначально запланированное на 1 ноября 2025 года, скорее всего, будет отсрочено до 1 декабря по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова.
Министр промышленности Антон Алиханов ранее отмечал, что предыдущие индексации утильсбора привели к уходу части импортеров «в тень», из-за чего доходы бюджета по этой статье снизились более чем на 110 млрд руб., а расходы ведомства пришлось секвестировать на 124 млрд руб. При этом, по словам министра, повышенные ставки не затронут автомобили мощностью до 160 л.с., на которые приходится более 80% российского автопарка.
Источник: www.rbc.ru/business/21/10/2025/68f644679a7947acce98041d?from=newsfeed