Сектор удобрений переживает не лучшие времена, но возврат к публикации отчетности позитивно сказывается на доверии к эмитентам. Сейчас нам для изучения доступна отчетность двух основных компаний из сектора – Акрон и Фосагро, которые мы сегодня и разберем.
Согласно производственному отчету за 2023 год Фосагро нарастила выпуск продукции до рекордных 11,3 млн тонн. (+1,9% г/г). Из них 8,3 млн фосфатные удобрения и 2,6 млн азотные. Рост производства удобрений составил 2,1% г/г. Такая динамика обусловлена увеличением производственных мощностей и модернизацией старого оборудования.
Акрон за 2023 год демонстрирует результаты скромней. Рост выпуска минеральных удобрений составил 1% г/г до 7 млн тонн. При этом производство азотных сократилось на 0,5%, а сложные удобрения демонстрируют рост на 4,4%.
Котировки азотных удобрений сильно зависимы от цен на натуральный газ. Проблемы с газом и ценами в Европе в 2021-2022 годах привели к закрытию или переезду в США многих производственных площадок. При этом российские производители получали газ по внутренним ценам, а экспортировали по взлетевшим мировым. Это привело к аналогичной динамике котировок Акрона и Фосагро в 2021 году.
Друзья, решил вернуться к практике откровенных статей, в которых делюсь эмоциями и рассказываю о рынке простыми словами. С каждым годом моя аналитика принимает более официальный вид. С одной стороны, это хорошо, так как улучшаются модели оценки рынка и добавляются инструменты фундаментального анализа. С другой, теряется вайб блога частного инвестора, который успел много чего повидать.
Я на рынке с 2013 года, и за все время никогда не было так легко выбирать активы. Просто покупаешь Сбербанк, Лукойл и остаток денег закидываешь на вклад через Финуслуги. Вуаля, инвестиционный портфель с доходностью 20+% готов. Зачем эти сложные расчеты, анализ финансовых метрик и отраслевых нюансов?
И это не шутка. В «Народном портфеле», который опубликовала Мосбиржа, более 50% приходится на обычку, префы Сбера и Лукойл. Да и текущая ставка по вкладам банков, подбирающаяся к 17-20%, оттягивает средства инвесторов на себя. Даже ваш покорный слуга не чурается этого инструмента. Кстати, надо будет актуализировать подборку по вкладам, прошлую делал в декабре. Но сегодня не об этом.
Один из крупнейших производителей алкоголя в России сообщил о начале сбора заявок на участие в IPO. Ну а мы с вами традиционно разберем компанию перед размещением. Итак, книга заявок открылась 12 февраля, и ценовой диапазон составит от 8 до 9,5 рублей за одну акцию. Ожидается, что сбор заявок завершится 22 февраля. Начало торгов на Мосбирже запланировано на 26 февраля под тикером KLVZ. При этом free-float компании составит до 15%.
Привлеченные средства от IPO будут направлены на развитие бизнеса по трем ключевым направлениям: расширение производственных мощностей, строительство спиртохранилища и складских комплексов, а также маркетинг. В настоящее время компания сталкивается с повышенным спросом на свою продукцию со стороны крупных федеральных ритейлеров, однако не может полностью удовлетворить этот спрос из-за производственных ограничений.
Почему это размещение может быть интересным?
Бизнес-модель Кристалла доказала свою эффективность, что подтверждается ее быстрым ростом. В 2023 году выручка до уплаты акциза увеличилась на 75% до 9,3 млрд рублей. Стратегия развития предполагает увеличение выручки в 5 раз, а чистой прибыли, на минуточку, в 22 раза к 2026 году.
В конце прошлого года после небольшой паузы Совет директоров Норникеля рекомендовал выплату дивиденды. Уже в середине января сумма в 915,33 рублей за одну акцию поступила на счета инвесторов. Когда докупать акции ГМК, ждать ли дивидендов в 2024 году, и как компания завершила 23-й? Давайте разбираться в этой статье.
Итак, выручка компании за 2023 год выросла на 4% до 1,2 трлн рублей. Причем в презентации и пресс-релизе указано снижение в долларовом выражении. Наверно, на то есть свои причины, но эффект от девальвации рубля и выгоды экспортеров никто не отменял, так-то.
Причина скромной динамики – снижение цен реализации корзины металлов. Заметное падение показал палладий и никель. Профицит на рынке последнего ожидается по прогнозам самой компании на уровне 250 тыс. тонн, что будет оказывать давление на ценовую конъюнктуру.
Опережающая динамика темпов роста себестоимости и отрицательные курсовые разницы в 122,2 млрд рублей повлияли на снижение прибыли компании за отчетный период на 41,3% до 251,8 млрд рублей. Я бы, конечно, скорректировал результаты на курсовые разницы, ведь эффект бумажный и в будущие периоды мы увидим обратную переоценку, но смысла в этом не вижу. Достаточно взглянуть на динамику свободного денежного потока, который увеличился в 2023 году до $2,7 млрд против $0,4 млрд годом ранее.
Все эти компании неоднократно попадали ко мне на разбор в текстовом формате. Сегодня пришло время объединить всю информацию в одном видео. Рассмотрим операционные результаты Астра и М.Видео за 2023 год. Поговорим о возможном IPO МТС Банка и подведем итоги первых дней торгов Делимобиля. По Самолету у меня тоже есть что сказать!
Тайминги:
00:00 Вступление
00:21 М.Видео — разбираемся с отчетом
02:04 Астра может провести SPO
04:06 Делимобиль — отличный старт торгов
05:27 МТС Банк готовится к IPO
07:20 У Самолёта новый директор
☕️ Заваривайте чаёк, готовьте печеньки и мы начинаем! А ну и лайк не забудьте прожать 😉
Компания представила операционный отчет за 4 квартал и полный 2023 год, в котором заметно ускоренное восстановление бизнес-метрик. Я не мог пройти стороной этот кейс, разобрав перспективы ритейлера. Тем более что сегмент электронной коммерции активно развивается и позволяет найти новые точки роста для М.Видео.
Итак, общие продажи (GMV) компании за 2023 год увеличились на 11% до 540 млрд рублей. При этом доля онлайн продаж перевалила за 71%, что характеризует М.Видео, как цифрового ритейлера. В 4 квартале заметно ускорение и новый рекорд по объёму квартальных продаж за всю историю Группы, +43% до 181 млрд рублей. Также растет и количество клиентов, по итогам года +14%. Маркетплейс компании удвоил обороты в 2023 году, а в 4 квартале достиг GMV 4,3 млрд рублей, по пути нарастив количество селлеров (в два раза) и ассортимент товаров (в 1,5 раза).
Помимо развития маркетплейса, М.Видео продолжает оффлайн экспансию в ключевых регионах. За год было открыто 62 новых магазина в новом формате. Он характеризуется более компактным размером и повышенной эффективностью. На 2024 год запланировано открытие не менее 100 магазинов. Ассортимент и формат оффлайн магазинов невозможно полностью заместить покупками на маркетплейсах, что делает компанию востребованной даже в условиях кризиса.
Бум IPO только набирает обороты. Причем не только в России. Крупнейшая авиакомпания Центральной Азии Air Astana планирует разместить акции на Казахстанской бирже KASE, а также глобальные депозитарные расписки на AIX и Лондонской фондовой бирже (LSE).
В настоящее время Air Astana занимает лидирующее положение среди авиакомпаний в Центральной Азии и на Кавказе. Согласно внутренней статистике, компания обслуживает 70% внутреннего и 53% международного пассажиропотока в Казахстане. Этот показатель растет в среднем на 10% ежегодно с 2020 года. Кроме того, Air Astana занимает примерно 40% рынка пассажироперевозок в Центральной Азии и на Кавказе, благодаря наличию крупнейшего и современного авиапарка в регионе.
Air Astana планирует привлечь примерно $120 млн. Ожидаемая рыночная капитализация компании оценивается в диапазоне от $770 млн до $962 млн. Ожидается, что доля акций в свободном обращении (free-float) составит не менее 25% от общего капитала компании. Привлеченные средства будут направлены на дальнейшее развитие бизнеса, включая увеличение авиапарка, закупку запасных частей, расширение сети обслуживания и проведение капитального ремонта воздушных судов.
Компания опубликовала операционные результаты за 2023 год и ее руководство озвучило планы по развитию бизнеса и выплате дивидендов. Новостей очень много, и что из этого для нас самое важное? Давайте разбираться.
Итак, выручка MD выросла на 9,6% до 27,6 млрд рублей. Доходы региональных госпиталей и клиник увеличилась на 18,1%, в то время как в медучреждениях Московского региона рост составил 4,2%.
Среди ключевых операционных результатов стоит отметить двузначный темп роста родов (+15,3%) и циклов ЭКО (+14,6%). Несмотря на то, что СМИ регулярно сообщают о снижении рождаемости в России, MD успешно увеличивает свою долю на рынке. Что касается циклов ЭКО, то, согласно данным ВОЗ, около 20% населения репродуктивного возраста в стране страдают бесплодием, что обеспечивает стабильный спрос на эту услугу.
В прошлом году компания открыла два медицинских учреждения, увеличив общее количество до 55. К 2025 году руководство планирует расширить сеть до 77 медучреждений. Это будет достигнуто как за счет органического роста, так и путем заключения M&A сделок. Компания рассматривает возможность приобретения высокорентабельных активов по разумным ценам.
Одной из самых пострадавших отраслей в 2022 году стал металлургический сектор, и особенно сталевары. Однако полностью исключать их из поля зрения нельзя. Очевидно, что компании смогут восстановиться. Отчеты за 2023 год помогут нам в этом убедиться. Всемирная ассоциация стали уже сообщила, что выплавка стали в России за 2023 год вернулась на докризисные значения 2021 года. А что там с нашим ММК?
Итак, производство стали компанией за отчетный период увеличилось на 11,1% до 13 млн тонн. Конъюнктура в России заметно улучшилась, а вот турецкий дивизион сократил выплавку более чем вдвое, до 381 тыс тонн. При этом выплавка чугуна ММК выросла на 9,5% до 10 млн тонн за счет окончания капитальных ремонтов в доменном производстве.
Продажи металлопродукции в натуральном выражении за 2023 год выросли на 10,1% до 11,8 млн тонн. Это является следствием улучшения деловой активности в строительном секторе и отражает тезисы из начала статьи. Восстановление отрасли налицо. Жаль только, что мы не можем посмотреть на финансовые показатели сталеваров, но в будущем эти цифры до нас доберутся. Не исключу, что в ближайшее время.
Меньше суток осталось до старта торгов акциями Делимобиля на Московской бирже. Завтра, в 10-45 мск состоится трансляция, на которой ударят в колокол и на рынке появится первый оператор каршеринга в России под тикером DELI. Ну а мы с вами давайте пробежимся пока по цифрам.
Итак, общий размер IPO составил 4,2 млрд рублей, что соответствует 9% free-float. Делимобиль привлек своим размещением более 45 тысяч розничных инвесторов. Только вдумайтесь, 45 тысяч… Эти цифры отражают интерес к развивающемуся бизнесу, да и в целом общую ситуацию на рынке, но не будем отвлекаться.
Высокий спрос к IPO удалось покрыть и примерно поровну разделить доли между институциональными инвесторами и физическими лицами. Еще буквально пару лет назад частные инвесторы могли получить куда меньшую аллокацию, но сейчас сентимент говорит о более лояльном отношении компаний. Это радует!
Рыночная капитализация по итогам IPO составит 46,6 млрд рублей, а одна акция начнет торги по верхней границе ценового диапазона в 265 рублей. На бирже нет аналогов каршеринга и мы едва ли можем сравнить мультипликаторы с другими представителями, поэтому пока посмотрим на EV/EBITDA и P/S в вакууме.