
Сначала о состоянии рынков. Вчерашняя сессия подтвердила предположение, что паника состоялась. По крайней мере, пот отношению к рублю. Она не выразилась в толпах у обменников, по образцу 2009 года. Она проявилась в истерических прогнозах ряда участников рынка, а здесь многие вчера называли смелые 90-100 р. за доллар. (это, на минуточку, на 30-40% выше нынешних уровней). Невзирая на предстоящее с 1 апреля увеличение добычи нефти со стороны Саудовской Аравии, вероятно, не будет обновлять минимумов и нефть. Рыночное ценообразование действует как опережающее, в него закладываются еще не совершившиеся, но уже запланированные факты. Потому в нефтяные минимумы уже включены страхи роста мировой добычи. Однако трясти будет и трясти будет точно. Особенно, вероятно, рынок акций.
Что касается портфелей ВДО PRObonds #1 и #2 (смешанный), то они ожидаемо попали в просадку, на фоне падения рынка акций и облигаций. Однако падение оказалось даже ниже, нежели падение широкого рынка корпоративных облигаций.

Изменение одно — в индексе МосБиржи.Трендовые портфели PRObonds #3 и экспериментальный #3.1 в соответствии с общим прогнозом (смотрите предыдущий пост) остаются, в основном, в прежних позициях. Разница в смене короткой позиции по индексу МосБиржи на длинную.

Мнение по рынкам сформулирую кратко. Глубина падение нефти, спровоцированная сокращением спроса на фоне коронавирусных запретов и разногласиями в ОПЕК+, стала неожиданной. Причем для всех. И, скорее всего, чрезмерной.
Если кто-то скажет, что решение ФРС было ожидаемым – слукавит. Раньше срока (заседание глав ФРС было намечено на 18 марта), сразу на 0,5%. Супер-жест! Насколько длительными будут последствия? Скорее, длительными и серьезными. Денег стало в очередной раз и значительно больше. Негативного влияния на глобальную и американскую, в частности, экономику от китайского вируса пока никто просчитать не в силах. Но очевидно – эффект будет заметным. Закрытие границ и массовые карантины – беспрецедентные новшества современности. Резкое смягчение монетарной политики главной финансовой системы мира – это смягчение глобальных вирусных последствий. Фондовые рынки выиграли, включая российский. Вероятно, движение вверх для индексов РТС и МосБиржи не закончено. Рубль, еще более вероятно, продолжит укрепление. Возможно, 62 в паре с долларом не увидим, но 64-63 – реальные ориентиры. Тогда как 67, предположительно, станет среднесрочной границей ослабления рубля, к которой в ближайшие месяцы рубль не должен приблизиться.





А если не закончилось, какой окажется его глубина и продолжительность? Актуальные вопросы, на которые, к сожалению, нет утвердительных ответов.Вообще, падение акций, облигаций, нефти и ряда валют, включая рубль, произошедшее за неделю – прецедентное. Аналогичной динамики, учитывая широту вовлеченных в нее активов, мы не видели не менее 5 лет. Ожидать, что дело после такого обвала кончится скоро, и рынки быстро развернутся к восстановлению, пожалуй, слишком оптимистично.
Не ожидал настолько стремительного падения. Но оно состоялось, и дальнейшее поведение торгуемых инструментов под прессом этого падения изменилось. Вероятное последующее падение акций и облигаций (и за рубежом, и в России), подкрепленное драматичными материалами СМИ, способно быстро сформировать биржевую панику или, вероятнее, апатию игроков. А это обычно сигнал формирования ценового дна. Т.е. падение, если оно продолжится, вероятно, не станет сопоставимым по масштабам с уже произошедшим. В то же время, фондовый и товарный рост тоже, скорее всего, не сможет развиться в тенденцию.



Рублевые облигации вчера снизились, и снизились третий день подряд. Как к этому относиться? Если сравнивать с динамикой западных фондовых рынков, нефти, российских акций, где снижения за это время составили по 5-10% и более, в облигациях все в относительном порядке.
Однако и радоваться снижению облигационных цен как возможности удачной покупки, наверно, рано. Индексы отечественных облигаций корректировались в последний раз более полутора лет назад, после чего испытали одно из самых впечатляющих ралли. Так что сейчас отделаться коррекцией в три дня вряд ли получится.
Мало того, облигации – как правило, запаздывающий в своей динамике рынок. Сначала падают акции, потом облигации, хотя это не догма. Но какой бы болезненной коррекция не оказалась, в обвал она перейти имеет незначительные шансы. Когда в апреле 2018 года рухнули ОФЗ, это была закономерная реакция на обрушение пирамиды carry trade. Сегодня подобной проблемы нет, а отвязка России от мировой финансовой системы стала еще больше. Главная, пожалуй, проблема – нефть. Ее цена сейчас, объективно, непредсказуема.