Блог им. andreihohrin

К 2020 году «Обувь России» планирует открыть тысячу магазинов. Интервью Антона Титова для Regnum

Источник публикации: https://regnum.ru/news/economy/2798721.html

«Обувь России» планирует до конца года повторно выйти на рынок облигаций. В конце сентября компания уже размещала рублевые облигации объемом 1,5 млрд руб. В декабре — второй выход, выпуск объемом 1 млрд руб. Причем второе размещение позиционируется как размещение для широкой аудитории инвесторов. Каково нынешнее состояние компании, в чем специфика ее бизнеса, какие планы развития она вынашивает, — в интервью с генеральным директором «Обуви России» Антоном Титовым.

Генеральный директор «Обуви России» Антон Титов Генеральный директор «Обуви России» Антон Титов«Обувь России»

Во всем мире наблюдается тенденция к работе с онлайн-продажами. В это же время «Обувь России» активно открывает офлайн-точки, прирастая по 200 магазинов в год. Скажите, пожалуйста, почему компания продолжает развиваться в этом формате и как она выходит в сеть?

«Обувь России» развивает омниканальную (интегрирующую несколько направлений) модель бизнеса, где онлайн и офлайн выступает в связке. Тем самым мы добиваемся максимального синергического эффекта. Так, заказав обувь в онлайн-магазине и придя за ней в «физическую» торговую точку, покупатель может примерить выбранную модель, оформить ее в рассрочку, а также воспользоваться рядом других сервисов в наших магазинах — взять денежный заем, отправить и получить посылку, внести очередной взнос по кредиту и многое другое.

Поэтому мы параллельно совершенствуем разные каналы продаж. Если говорить про развитие розничной сети, то мы в последние два года прирастали в основном в тех регионах и городах, в которых уровень проникновения онлайн-сервисов остается низким. Это в первую очередь небольшие областные города с населением от 15 до 250 тыс. человек. В них слабо или вовсе не представлены крупные торговые сети, уровень конкуренции невысокий. При этом есть большой спрос на качественную обувь, а также на сопутствующие услуги.

Что касается направления e-commerce, то мы как развиваем собственные интернет-магазины, так и работаем со сторонними маркетплейсами — Lamoda, Wildberries, с недавнего времени Tmall (входит в «AliExpress Россия»).

С 2018 года мы развиваем проект «Пункты выдачи заказов» на базе наших магазинов. Этот проект является частью стратегии компании по интеграции в логистическую инфраструктуру российского рынка e-commerce. На текущий момент у нас семь партнеров — логистические операторы PickPoint, DPD, ПЭК, Hermes, Boxberry и «Почта России», онлайн-ритейлер OZON. За год работы проекта мы выдали более 270 тыс. посылок, сейчас вышли на показатель более 13 тыс. посылок в неделю. На базе наших магазинов функционирует более 1 200 пунктов выдачи заказов. С одной стороны, это дополнительный удобный сервис для клиентов, с другой — это позволяет увеличить трафик в магазины, расширить аудиторию покупателей, нарастить выручку за счет кросс-продаж.

Какие планы дальнейшей экспансии?

С 2017 г. по осень 2019 г. компания увеличила розничную сеть в два раза — с 452 до 914 магазинов. За 2 года мы вышли в более чем 200 городов и присутствуем сегодня во всех основных регионах России. На повестке дня смещение акцента в развитии, работа над повышение эффективности розничной сети, мы сосредоточимся на росте операционных, финансовых показателей, выводе на полную мощность открытых в течение этих двух лет торговых точек.

Вообще, сейчас работа компании сосредоточена на четырех основных направлениях. Прежде всего это диверсификация ассортимента, развитие дополнительных товарных групп. В ноябре 2019 года мы анонсировали новый проект компании — переход на новый формат работы с поставщиками по модели маркетплейса, запуск закрытой онлайн-платформы «Продаем». Это позволит нам расширить номенклатуру товаров вдвое, призвано на треть увеличить выручку действующих магазинов в ближайшие два года, сгладить сезонность, присущую обувному бизнесу.

Еще одно направление — развитие дополнительных услуг, в частности, денежных займов. Доля сервисной части бизнеса в доходах компании постепенно растет. Современные магазины выполняют роль многофункциональных сервисных центров. Это и привлечение дополнительного трафика, и увеличение общего дохода, и повышение устойчивости всего бизнеса.

Кроме того, важное направление, я о нем уже упоминал, — развитие почтовых сервисов и открытие пунктов выдачи онлайн-заказов сторонних интернет-магазинов. Мы планируем увеличивать список партнеров и число подключенных к проекту магазинов.

И, конечно, мы будем наращивать онлайн-продажи. Планируем развивать собственные монобрендовые онлайн-магазины наших розничных сетей, увеличивать объемы сотрудничества с ведущими маркетплейсами (уже упомянутые Wilberries, Lamoda, Aliexpress). Для активизации мобильных продаж запустим в следующем году обновленное мобильное приложение нашего флагманского бренда Westfalika.

А покупательская способность населения, которая в нашей стране, если не падает, то остается в угнетенном состоянии — насколько сдерживающий фактор в развитии «Обуви»?

Последние годы эта проблема есть ‑ и хорошо заметна. Мы подстраиваемся, адаптируем ассортимент, уменьшаем долю дорогой обуви в линейке, расширяем коллекции классического дизайна, развиваем сегмент обуви из качественных искусственных материалов.

Также вводим дополнительные товарные группы. Это позволяет компании повышать продажи и увеличивать средний чек. В планах компании в 2020 году довести соотношение обуви и необувных товаров (включая одежду) в розничной выручке до уровня 50/50.

Еще один инструмент — это программа рассрочки платежа на покупку. Это собственный проект компании, который мы реализуем с 2009 года. Рассрочка положительно влияет и на продажи в целом, и на средний чек (в сезон он в два-три раза выше, чем средний чек при традиционной покупке); благодаря запуску новой IT-платформы в 2018 году компания персонализирует акции для покупателей, предлагает индивидуальные условия и лимиты. Вообще, сегодня база клиентов компании, которые воспользовались финансовыми сервисами, включая рассрочки, насчитывает более 1,4 млн человек.

Насколько рентабельно содержать собственное производство в России? Могут ли отечественные заводы конкурировать, скажем, с Китаем?

Наше производство специализируется на выпуске обуви стиля casual, рабочей обуви и обуви из полимерных материалов. Для такого ассортимента в России есть большая часть комплектующих, поэтому такую обувь производить в нашей стране рентабельно. Кроме того, на нашем производстве достаточно высокий уровень автоматизации, что позволяет повысить производительность и снизить себестоимость. Российское производство, в этом я убежден, может конкурировать с китайским в среднеценовом сегменте, в котором бОльшую роль играет не цена, а качество и бренд. Именно на этот сегмент мы и ориентируемся.

Вы сказали про высокий уровень автоматизации. А в целом, насколько инновационным вы считаете ваше производство?

В составе ГК «Обувь России» есть собственный R&D-центр, который занимается разработкой инновационных материалов для обуви и внедрением новых технологий в производство. Одно из перспективных направлений — полимерные материалы (ЭВА). Это сверхлегкие, прочные, морозостойкие материалы, серьезно улучшающие потребительские свойства продукта.

Также мы используем высокотехнологичное оборудование — автоматизированные раскройные и швейные машины NewLast и Orisol, литьевые агрегаты DESMA. Благодаря этому мы получаем продукт высокого качества, можем производить технологически сложный ассортимент обуви. Мы сейчас изготавливаем обувь со всеми основными типами крепления подошвы, а значит, по ассортименту практически не ограничены.

«Обувь России» — это, как мы поняли, не только обувь. Какие сегменты продаж товаров имеют наибольшую маржинальность для компании?

Да, кроме обуви, в наших магазинах представлен широкий ассортимент сопутствующих товаров: аксессуары, сумки, головные уборы, шарфы, средства по уходу за обувь, товары для дома и т.д. Именно не обувные товары, особенно мелкие, являются наиболее маржинальными, при этом они удобны с точки зрения продаж, так как занимают мало места на складе и в магазине, а спрос на них, как правило, стабилен в течение года и меньше подвержен влиянию фактора сезонности.

В периметре группы действует микрокредитная организация. Какую роль она играет во всем бизнес-механизме? Как на ней отражаются изменения законодательства на рынках МФО и МКК?

ООО МКК «Арифметика» — компания, которая специализируется на выдаче денежных займов нашим клиентам. Принципиальное замечание, что мы выдаем займы только тем нашим покупателям, которые уже ранее пользовались услугой рассрочки платежа в магазинах «Обуви России» и успешно выполнили обязательства перед компанией, то есть наработали положительную кредитную историю. Работая с качественной закрытой клиентской базой, «Обувь России» имеет возможность предлагать клиентам займы по ставкам, определенным с учетом низкой стоимости риска, поэтому они существенно ниже пороговых значений, установленных ЦБ.

В связи с этим компания может легко адаптировать все свои действующие программы под изменения законодательства на рынках МФО и МКК, а планируемые ограничения, вводимые ЦБ с 01.01.2020 г., не окажут существенного влияния на деятельность группы в сфере выдачи денежных займов и доходность проекта.

Вопрос на тему рынка ценных бумаг. Зачем компания, имеющая длинную историю банковского кредитования, выходит на облигационный рынок?

Наша компания изначально была нацелена на динамичный рост и укрепление лидерских позиций на рынке. Динамичный рост — это рост в том числе за счет привлеченных ресурсов. Поэтому еще лет 10 назад мы разработали финансовую стратегию, в основу которой легла диверсификация инструментов привлечения финансирования. Начинали с банковского кредитования, в 2007 году разместили векселя, в 2011 году вышли на рынок облигаций, сначала корпоративных, потом биржевых, приобрели важный для нас опыт работы на открытом рынке капитала, взаимодействия с инвесторами. В 2013 году перешли на международные стандарты финансовой отчетности. Мы уже были готовы к тому, чтобы использовать такой инструмент, как акционерный капитал, и в 2017 году вышли на IPO, разместив акции на Московской бирже. На текущий момент мы способны эффективно оперировать всей палитрой инструментов финансирования. А это залог устойчивости бизнеса и его здорового развития.

Я вижу оптимальную структуру долга, сформированную на 1/3 облигационными займам и 2/3 кредитами банков. Использование такой структуры кредитного портфеля позволяет получать более выгодную переговорную позицию и выгодные условия при работе с банками. Использование облигаций помогает избежать зависимости от одного кредитора, не требует залога имущества и большого количества ковенант. Используя облигации, компания получает более долгий, гибкий и привлекательный долговой инструмент.

«Обувь России» провела IPO в конце 2017 года. Возможно, неудачным оказалось время размещения акций, но сами акции теперь стоят существенно ниже цены размещения. Какие планы есть в направлении увеличения капитализации компании?

После проведения IPO ГК «Обувь России» последовал очередной раунд ужесточения санкций по отношению к РФ. 80% фондов, принявших участие в IPO ГК, были нерезидентами РФ. В последующем часть фондов в связи с санкциями пересмотрела инвестиционные лимиты на Россию, что в свою очередь повлекло снижение доли участия этих фондов в ГК.

Нам очень небезразлична судьба наших акций и акционеров, мероприятия по повышению капитализации, которые мы проводим, возможно, тривиальны, мы видим в этом и смысл, и перспективу. Это публикация пресс-релизов, маркет-мейкинг акций, проведение встреч и публичных звонков с инвесторами. Главное — компания выполняет все заявленные перед инвесторами цели на IPO. Рост капитализации в этой парадигме, как мне кажется, — вопрос времени.

Каковы планы развития Группы?

Модель развития 2020−2023 гг. предполагает, что в 2020 году ГК «Обувь России» выходит на плановые показатели по количеству магазинов сети — около 1 000. Эти планы Группа озвучивала три года назад в период выхода на IPO. Данное количество магазинов на текущий момент является оптимальным для компании.

В ближайшие три года «Обувь России» увеличит объемы деятельности и основные финансовые показатели за счет повышения эффективности работы магазинов, открытых в предыдущие два года, и вывода их на полную мощность.

При этом рост выручки и EBITDA будет происходить при сохранении текущего объема оборотных средств, что позволит сгенерировать свободный денежный поток и сократить кредитный портфель Группы начиная с 2021 года.

Модель развития компании основана на консервативных макроэкономических предпосылках. И мы успешно развиваемся с учетом этих предпосылок. Если же на рынке будет наблюдаться положительная динамика потребительского спроса, рост цен на нефть, улучшение экономической ситуации и т.д., плановые показатели деятельности ГК «Обувь России» могут заметно сместиться вверх.

 
4 комментария
сеть магазинов Лапаток, схавают их просто за живо))))
Андрей Харитонов, можете пояснить?
avatar
Компания «Лапоток» представляет на российском рынке широкий ассортимент добротной обуви по низким ценам для взрослых и детей. Фирменные магазины марки представлены более чем в 50 городах РФ. В уютных торговых залах покупатели компании могут подобрать себе или любому из членов своей семьи подходящую модель туфель, ботинок, сапог или выбрать спортивную обувь – для любого сезона и на все случаи жизни. В каждом магазине представлены более 1500 моделей самых разных стилей: классического, спортивного, городского, casual. Каждая единица ассортимента проходит тщательный подбор и проверку – в данном экономическом сегменте и в своем модельном классе специалисты компании выбирают лучшие варианты – наиболее стильные и надежные. Покупатели ценят разнообразие, ценовую доступность и высокую скорость обслуживания. Все это в комплексе дарит приятные эмоции и формирует желание возвращаться в магазины «Лапоток» снова и снова.
Только в течении года в моем городе появилось аж 5 магазинов, и то это те, что попались на глаза, цены там как раз ориентированы на широкую публику населения.
Андрей Харитонов, это совсем другой сегмент рынка, не конкурент ОР. 
avatar

теги блога Андрей Х.

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн