Блог им. Sid_the_sloth
Многократный триумфатор знаменитого ралли «Париж-Дакар», легендарный грузовико-строитель КАМАЗ снова выходит на долговой рынок пополнить и так уже немаленькую линейку своих бондов.
После трёх подряд флоатеров и июньского фикса, ребята из КАМАЗа решили не мелочиться и сгрузить нам сразу ДВА выпуска — на любой вкус. Заявки соберут 9 сентября.
![Свежие облигации: КАМАЗ БО-П16 и П17 [флоатер]. Берём или нет? Свежие облигации: КАМАЗ БО-П16 и П17 [флоатер]. Берём или нет?](/uploads/2025/images/21/79/60/2025/09/07/f21e95.webp)
Я уже 7 лет активно инвестирую в долговой рынок РФ (и не только — рассказывал, как я погорел на египетских облигациях), и постоянно слежу за новинками, достойными внимания. Ранее делал обзоры на новые выпуски Балт._лизинг, Газпром, Селектел, Росинтер, Новые_технологии, Сибур, Ур._сталь, АПРИ, КИФА, Сегежа, ЛСР, ПР_Лизинг, Газпромнефть, Полипласт.
Чтобы не пропустить другие обзоры, подписывайтесь на фирменный телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
🚚А теперь — поехали смотреть на новые выпуски КАМАЗа!
🚚КАМАЗ — крупнейший производитель тяжёлых грузовиков в РФ. Компания создана в 1969 г., штаб-квартира — в Набережных Челнах (Татарстан).
Производит грузовые автомобили, а также дизельные двигатели, бронированные авто, прицепы, малогабаритные автомобили, автобусные шасси, бронетранспортёры, космолёты. Компания также сдает в аренду автомобили и оборудование. Машины компании используются более чем в 80 странах мира.
🇷🇺Как стратегическое предприятие, КАМАЗ получает ряд мер господдержки в виде субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на экспорт, процентных ставок, гос. гарантий по долговым инструментам и т.д.
🤝Основные акционеры КАМАЗа (по старым открытым данным): корпорация «Ростех» (47,1%) и ООО «Автоинвест» (23,5%).
⭐Кредитный рейтинг: AA- «стабильный» от АКРА (понижен в марте 2025). Рейтинг АА от Эксперт РА только что отозван из-за истечения срока действия.
💼В обращении 14 выпусков общим объемом 80 млрд ₽, в основном длинные. На предыдущие выпуски КАМАЗ БП11, КАМАЗ БП12, КАМАЗ БП13, КАМАЗ БП14 и КАМАЗ БП15 я делал подробные обзоры перед их размещением. В июле был успешно погашен выпуск БП10, следующее погашение — в январе 2026.
![Свежие облигации: КАМАЗ БО-П16 и П17 [флоатер]. Берём или нет? Свежие облигации: КАМАЗ БО-П16 и П17 [флоатер]. Берём или нет?](/uploads/2025/images/21/79/60/2025/09/07/2b088b.webp)
Отчет МСФО за 2024 я разбирал здесь, цифры были удручающие. Теперь смотрим свежую отчетность за 6 мес. 2025, которая не просто удручающая, а катастрофическая:
🔻Выручка за 1П2025: 154 млрд ₽ (-17,9% г/г). Себестоимость продаж при этом снизилась меньше — на 10,8% до 138 млрд ₽. За весь прошлый год КАМАЗ заработал 394 млрд ₽ выручки (+6% г/г).
🔻EBITDA глубоко отрицательная — компания резко стала убыточной уже на операционном уровне.По итогам 2024 г. EBITDA составляла 33,6 млрд ₽ (-12% г/г).
🔻Чистый убыток: 30,9 млрд ₽ (в 1П2024 была прибыль 3,67 млрд). Основная причина — сильный рост процентных расходов в 2 раза до 20,8 млрд ₽.
💰Собств. капитал: 90,3 млрд ₽ (-27% за полгода). Активы достигли 566 млрд ₽ (+1,7%). На счетах и депозитах 79,4 млрд ₽ кэша (в конце 2024 было 65,4 млрд).
🔺Кредиты и займы: 221 млрд ₽ (+2,1% за полгода). Долговая нагрузка по показателю Чистый долг / EBITDA — «бесконечная», по показателю ЧД/Капитал достигла 1,57х (полгода назад была 1,3х).
![Свежие облигации: КАМАЗ БО-П16 и П17 [флоатер]. Берём или нет? Свежие облигации: КАМАЗ БО-П16 и П17 [флоатер]. Берём или нет?](/uploads/2025/images/21/79/60/2025/09/07/d70aeb.webp)
💎Выпуск БП16 (фикс):
● Название: Камаз-БО-П16
● Купон: до 15% (YTM до 16,08%)
💎Выпуск БП17 (флоатер):
● Название: Камаз-БО-П17
● Купон до: КС+250 б.п.
💎Общие для обоих выпусков:
● Номинал: 1000 ₽
● Общий объем: 5 млрд ₽
● Выплаты: 12 раз в год
● Погашение: через 2 года
● Оферта: нет
● Амортизация: нет
● Рейтинг: АА- от АКРА
● Только для квалов: нет
👉Организатор: Совкомбанк.
⏳Сбор заявок — 9 сентября, размещение — 12 сентября 2025.
![Свежие облигации: КАМАЗ БО-П16 и П17 [флоатер]. Берём или нет? Свежие облигации: КАМАЗ БО-П16 и П17 [флоатер]. Берём или нет?](/uploads/2025/images/21/79/60/2025/09/07/4a855f.webp)
🚚Итак, КАМАЗ размещает фикс и флоатер общим объемом 5 млрд ₽ на 2 года с ежемесячными купонами, без амортизации и без оферты.
✅Очень крупный и известный эмитент. Одно из самых узнаваемых и мощных промышленных предприятий РФ с [пока ещё] отличным кредитным рейтингом.
⛔Огромные убытки. Прибыль в 2024 г. обвалилась на 96% (!) из-за процентных расходов и снижения продаж грузовиков, а в этом году КАМАЗ заехал с разгона прямиком в глубокие убытки — увы, как я и прогнозировал в прошлых разборах.
⛔Долговая нагрузка. Компания вынуждена брать больше займов и кредитов, чтобы поддерживать развитие бизнеса. Капитал сейчас покрывает только 64% чистого долга. Покрытие процентных платежей операционной прибылью ещё в начале 2025 г. было 1,1х (ниже нормы).
⛔Понижение рейтинга. АКРА несколько месяцев назад отмечала ухудшение долговой нагрузки и рентабельности по свободному денежному потоку. Оценивает собственный рейтинг компании (без учета господдержки) как A-, сейчас я думаю ещё хуже.
💼Вывод: должна быть хоть какая-то премия за риск, но я её не вижу. КАМАЗ завяз в трясине собственных долгов, однако продолжает жадничать с купонами. Это ему ещё повезло, что бОльшая часть старых кредитов взята по льготным ставкам. С бизнесом явно что-то не ладится.
Компания стратегическая, так что в обозримом будущем ей вряд ли дадут обанкротиться. При этом добавлять выпуски в портфель лично у меня желания нет — доходность слишком скучная, а срок обращения слишком недолгий. Посмотрю на итоговые ставки купонов.
🎯Другие свежие флоатеры: МСП Банк 3Р2 (рейтинг А-, купон КС+325 б.п), Легенда 2Р5 (BBB+, КС+400 б.п), Роделен 2Р4 (BBB+, КС+500 б.п), Гидромаш 1Р5 (А+, КС+325 б.п), Селигдар 1Р5 (А+, КС+450 б.п), Миррико П04 (BBB-, КС+500 б.п), Промомед 2Р2 (А-, КС+280 б.п), ЭТС 1Р8 (BBB+, КС+450 б.п), Гидромаш 1Р3 (А+, КС+400 б.п).
👉Подписывайтесь на телеграм — там все обзоры, подборки, качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
📍 Самые опасные облигации в 2025. Кто может уйти в дефолт в любой момент?
📍 Подборка ЛУЧШИХ СВЕЖИХ облигаций за август 2025. Часть 2
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Т-Пульс: sid_the_sloth
Удивительно что менеджмент компании не может вывести компанию на прибыльность даже при уходе с рынка западных поставщиков грузовиков. По сути рынок свободен, продавай не хочу.
Это крайне маловероятно.
У меня отец работает на военном заводе, так вот по его словам ситуация прямо противоположная. Какую цену за продукцию завод озвучивает такую МинОбороны и платит.
А через несколько лет после начала СВО я узнал что это предприятие производит боевые беспилотники и называется «Кронштадт». И я понял как мне повезло что я к ним не попал. Потому что программист 1С знает столько по своим служебным обязанностям (начиная от цепочки поставок до себестоимости продукции) что реально никому нельзя было бы сказать где ты работаешь. Потому что наверняка были бы попытки шантажа и т.п.
Рисуете их тут, менеджеров, словно глупых злодеев...!
Промышленность скукоживается, перевозки падают.
Перевозчики, что по-мельче, продают технику.
Кому продавать то, новую технику??