Блог им. Sid_the_sloth
Многократный триумфатор знаменитого ралли «Париж-Дакар», легендарный грузовико-строитель КАМАЗ снова выходит на долговой рынок пополнить и так уже немаленькую линейку своих бондов. После трёх подряд флоатеров, на этот раз ребята из КАМАЗа наконец предлагают фикс. Заявки на выпуск соберут 17 июня.
Я уже 7 лет активно инвестирую в долговой рынок РФ (и не только — рассказывал, как я погорел на египетских облигациях), и постоянно слежу за новинками, достойными внимания. Ранее делал обзоры на выпуски УЛК, ВУШ, Уральская_Сталь, Акрон, Ростелеком, Инвест_КЦ, РКС, Россети_СЗ, Гидромаш, АйдИ_Коллект, Хэндерсон, ГТЛК, Система, Рольф, Полипласт.
Чтобы не пропустить другие обзоры, подписывайтесь на телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
🚚А теперь — поехали смотреть на новый выпуск КАМАЗа!

🚚КАМАЗ — крупнейший производитель тяжёлых грузовиков в РФ. Компания создана в 1969 г., штаб-квартира — в Набережных Челнах (Татарстан).
Производит грузовые автомобили, а также дизельные двигатели, бронированные авто, прицепы, малогабаритные автомобили, автобусные шасси, бронетранспортёры, космолёты. Компания также сдает в аренду автомобили и оборудование. Машины компании используются более чем в 80 странах мира.
🇷🇺Как стратегическое предприятие, КАМАЗ получает ряд мер господдержки в виде субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на экспорт, процентных ставок, гос. гарантий по долговым инструментам и т.д.
🤝Основные акционеры КАМАЗа: корпорация «Ростех» (47,1%) и ООО «Автоинвест» (23,5%).
⭐Кредитный рейтинг: AA- «стабильный» от АКРА (понижен в марте 2025) и АА «стабильный» от Эксперт РА (сентябрь 2024).
💼В обращении 14 выпусков облигаций общим объемом 58 млрд ₽, в основном длинные. На предыдущие выпуски КАМАЗ БП11, КАМАЗ БП12, КАМАЗ БП13 и КАМАЗ БП14 я делал подробные обзоры перед их размещением. Выпуск КАМАЗ БП10 погашается уже в июле 2025, возможно на его рефинанс и берётся новый займ.

Смотрим последний отчет по МСФО за 2024. Цифры удручающие:
✅Выручка: 394 млрд ₽ (+6% г/г). Себестоимость продаж подросла чуть сильнее — на 6,5% до 332 млрд ₽.
🔻EBITDA: 33,6 млрд ₽ (-12% г/г). Рентабельность по EBITDA сократилась с 10,3% до 8,5%.Помешали коммерческие расходы (рост на 13%) и административные расходы (рост на 16%). При этом прочие операционные доходы упали в 2,5 раза — с 15,9 до 6,1 млрд ₽.
🔻Чистая прибыль: 731 млн ₽ (падение в 28 раз г/г!). Основная причина — резкий рост процентных расходов, а также увеличение налога на прибыль до 25%.
💰Собств. капитал: 123 млрд ₽ (+4% за год). Активы достигли 556 млрд ₽ (+19%). На счетах и депозитах 65,4 млрд ₽ кэша (годом ранее было 87,2 млрд).
🔺Кредиты и займы: 225,6 млрд ₽ (+57% г/г). Долговая нагрузка по показателю Чистый долг / EBITDA уже достигла 4,8х (полгода назад я оценивал её всего в 2,5х). Чистый долг обеспечен капиталом на 77%.

● Название: Камаз-БО-П15
● Номинал: 1000 ₽
● Объем: 5 млрд ₽
● Купон: до 19% (YTM до 20,75%)
● Выплаты: 12 раз в год
● Погашение: через 2 года
● Амортизация: нет
● Оферта: нет
● Рейтинг: AA- от АКРА
● Только для квалов: нет
👉Организатор: Совкомбанк.
⏳Сбор заявок — 17 июня, размещение — 20 июня 2025.

🚚Итак, КАМАЗ размещает фикс объемом 5 млрд ₽ на 2 года с ежемесячным купоном, без амортизации и без оферты.
✅Очень крупный и известный эмитент. Одно из самых узнаваемых и мощных промышленных предприятий РФ с отличным кредитным рейтингом.
✅Без оферты и амортизации, что при прочих равных я считаю плюсом.
👉Печальная доходность. Купон будет заведомо гораздо ниже текущей ключевой ставки. Увы, это тренд для крупных эмитентов в последние месяцы.
⛔Обрушение прибыли. Прибыль в 2024 г. обвалилась на 96% (!) из-за процентных расходов и снижения продаж грузовиков. Такими темпами КАМАЗ в 2025 г. рискует свалиться в убыток.
⛔Долговая нагрузка. Компания вынуждена брать больше займов и кредитов, чтобы поддерживать развитие бизнеса. Нагрузка ЧД / EBITDA резко выросла и достигла угрожающего уровня 4,8х. Покрытие процентных платежей операционной прибылью просело до 1,1х (ниже нормы).
⛔Понижение рейтинга. АКРА отмечает ухудшение долговой нагрузки и рентабельности по свободному денежному потоку. Оценивает собственный рейтинг компании (без учета господдержки) как A-.
💼Вывод: должна быть хоть какая-то премия за риск, но ее нет. КАМАЗ завяз в трясине собственных долгов, однако продолжает жадничать с купонами. Это ему ещё повезло, что бОльшая часть кредитов взята по льготным ставкам. С бизнесом явно что-то не ладится.
Компания стратегическая, так что в обозримом будущем ей вряд ли дадут обанкротиться. При этом добавлять выпуск в портфель никакого желания нет — доходность слишком скучная, а срок обращения слишком недолгий.
🎯Другие свежие фиксы: ВУШ 1Р4 (рейтинг А-, купон 20,25%), РКС 2Р5 (BBB-, 28%), АйДи 2Р4 (BB+, 25,25%), Хэндерсон 1Р1 (А+, 19,5%), ГТЛК 2Р8 (АА-, 19,5%), Система 2Р2 (АА-, 22,75%), Рольф 1Р8 (BBB+, 25,5%), Полипласт БО-05 (А-, 25,5%), Балт. лизинг П16 (АА-, 22,25%), Спектр БО-02 (BB, 27,5%).
👉Подписывайтесь на мой телеграм — там все обзоры, подборки, качественная аналитика, новости и инвест-юмор.
📍 ТОП-7 коротких облигаций с доходностью выше 25% (май 2025)
📍 ТОП-10 надежных облигаций от РБК как альтернатива вкладам
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Т-Пульс: sid_the_sloth
У многих BBB+ с 20-25% отчёты намного лучше
а вы кто по образованию?