ОФЗ. Или рублевая ключевая ставка завышена, или завышены цены ОФЗ. Взгляните таблицу: даже пятилетние бумаги торгуются с доходностями ниже ключевого уровня 7,25%. Облигации учитывают уже не только последнее, но и предстоящие понижения ставки. Произойдут ли эти понижения, покажет будущее. Факт в том, что рынок ОФЗ очень оптимистичен. Последний раз сопоставимый оптимизм наблюдался в начале 2018 года. Тогда за ним последовала жесткая коррекция. Сейчас, возможно, ситуация не настолько тревожна. На диаграмме хорошо видно снижение доходностей в первую очередь «короткого конца». В 2018-м активнее снижались доходности длинных бумаг. И все же, когда половина ликвидных выпусков торгуется заметно ниже ключевой ставки, как минимум, о потенциале роста рынка и цен говорить уже поздно.
Рискованные ВДО, говоришь? Вот вам банкрот от О1 ГРУП ФИНАНС (https://www.rbc.ru/finances/26/07/2019/5d39be979a79478a41678859?fromtg=1). Долгов только по облигациям на 84 млрд.р. Выручка в 2018 году 9,1 млрд.р (http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=36844&type=3). Соотношение 10:1. Схематоз или нет – это не важно. То, что междусобойчик банков и толкового предпринимателя Бориса Минца – пожалуй, пожалуй. Все непрозрачно, со взаимными обвинениями и грохотом падения.
Чем мне нравятся малые выпуски и некрупные эмитенты?
1. Могу разобраться, что у них происходит. Они вынуждены идти на контакт. От Роснефти правды не добьешься. Даже от Софтлайна не получилось. В О1 к моменту скорого заката можно было пообщаться, видимо, только с одинокой табуреткой.
2. Их фин.метрики (экстрим опустим, его легко вычислить и не трогать) в большинстве своем – лучше, чем у колоссов.
@AndreyHohrin
TELEGRAM t.me/probonds
— Что это с Валетом нашим, кажись, сдох?
— Это он так жизни радуется!
— А мне кажется, сдох Валет.
Ну… много, много позитивных суждений вокруг золота. А ведь оно уже очень здорово выросло.
По мне, продавай на фактах. Вы скажете, фактов еще нет. Да, есть твердые ожидания (что золото будет дороже из-за массы причин). А это одно и то же.
@AndreyHohrin
TELEGRAM t.me/probonds
YOUTUBE www.youtube.com/channel/UC0BqXPUXHD-ih_0wXgkD4Uw/featured
www.ivolgacap.com
www.probonds.ru
«Мозговик», который не раз песочил облигации и наших портфелей, и организованных нами выпусков (правда, более по-взрослому), высказался про «КИСТОЧКИ Финанс» (http://mozgovik.com/a/20190702.pdf). Взгляд не ангажирован ни за, ни против, лаконичен и поместился на одной странице скриншота.
Представители малого, среднего, крупного бизнеса, способные выйти на облигационный рынок – как правило, лучшие представители. Облигации – это сложно, непонятно. Нужно думать, нужно быть отрытыми, нужно уметь о себе заявить, общаться с инвесторами, продавать себя.
Поэтому давайте исходить из добрых намерений каждого отдельного эмитента. Вопрос в зрелости бизнеса для выхода именно на биржевой рынок. Дефолтов в маленьких (до 500 млн.р. или даже до 1 млрд.р.) займах – вдвое больше, чем в крупных (исключаем из крупных госкомпании). Наиболее частые причины дефолтов – выручка, сопоставимая с биржевым долгом или меньше биржевого долга, а также убытки или близкая к нулю прибыль.
«Крупнейший немецкий банк Deutsche Bank признан МВФ самой большой угрозой для мировой финансовой системы. Главным образом у экономистов вызывает опасение его гигантский портфель производных ценных бумаг, оцениваемый в невообразимые 46 трлн евро», пишут коллеги из «БКС-Экспресс» (https://t.me/bcs_express/4720). Космическая картинка оттуда же. Кажется, участники торгов не до конца осознают масштаб рыка срочных/производных инструментов (они же деривативы). И что еще важнее – его экономическую бессмыслицу.
Рынок срочных контрактов создавался с целью хеджирования. Хеджирование – страхование от неблагоприятных изменений цены основного (базисного) актива через биржевые инструменты. Сейчас на хеджевые операции приходится пренебрежимый минимум операций срочными контрактами. К примеру, понятие хедж-фонд даже не ассоциируется с защитой от неблагоприятной ценовой конъюнктуры. Это в нашем восприятии про большие прибыли и большие риски.
И снова об облигационных дефолтах, теперь в секторе высокодоходных облигаций. Наше исследование, основанное на данных cbonds.ru, показывает, что:
1. 20% выпусков ВДО (к ним мы отнесли выпуски объемом менее 1 млрд.р., купонная ставка выше 10,5% в рублях) на истории 2006-19 (по май) годов оказались дефолтными.
2. Распределение дефолтов высокодоходных облигаций во времени подтверждает тезис, что в первый год обращения облигации не подвержены дефолтным рискам. В выборке по ВДО за 2006-19 годы доля выпусков, попавших в дефолт в первый год своей жизни, равна нулю.