Блог им. MKrrr

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Надо продавать не заправки, а ожидания

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

О размещении

IPO ЕвроТранс действительно уникальное. Компания предлагает своим новым инвесторам половину всех акций, а это значит, что решения на собраниях акционеров могут быть действительно демократичными. Проголосовали — выплатить дивиденды — выплатили. Не совсем так, но близко.

Параметры размещения ЕвроТранс:

· Free float (акции в свободном обращении) – 50%

· Оценка компании: 53 млрд. рублей

· Цель: доп.эмиссия для модернизации АЗС в универсальные станции (с зарядкой для электромобилей), развитие розничного направления.

· Сбор заявок до 20.11.2023

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Вы можете быть спонсором статей, или целой рубрики. За сотрудничеством - сюда.

О размещении

IPO ЕвроТранс действительно уникальное. Компания предлагает своим новым инвесторам половину всех акций, а это значит, что решения на собраниях акционеров могут быть действительно демократичными. Проголосовали — выплатить дивиденды — выплатили. Не совсем так, но близко.

Параметры размещения ЕвроТранс:

· Free float (акции в свободном обращении) – 50%

· Оценка компании: 53 млрд. рублей

· Цель: доп.эмиссия для модернизации АЗС в универсальные станции (с зарядкой для электромобилей), развитие розничного направления.

· Сбор заявок до 20.11.2023

О компании

ЕвроТранс более известен по АЗС Трасса. Появились они сравнительно недавно. Если заправки Лукойл и Татнефть я помню с детства, то АЗС Трасса в количестве более 10 штук появились только в 2007 году, а более-менее узнаваемы (50 АЗС) стали в 2014. На сегодняшний день в портфеле компании 55 АЗС, которые находятся преимущественно в Московской области, за МКАД, но внутри ЦКАД.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Также, стоит отметить оптовое направление группы, в рамках которого ЕвроТранс продает топливо юр.лицам: строительным компаниям, подрядчикам, арендодателям техники. Опт составляет 2/3 выручки группы. Долю в прибыли не скажу, но оптовое направление обычно менее маржинальное.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Финансы

Для IPO ЕвроТранс выпустил МСФО только за 2 последних года. Поскольку дочерние компании куплены только в 2022 году, за 2018-2020 годы вполне репрезентативно взять отчетность РСБУ. Когда смотрите на динамику выручки, не забывайте, что 2/3 бизнеса ЕвроТранс – опт. Если брать чисто розничный бизнес, то в 2022 году его объем 14 млрд. руб. (в среднем 250 млн выручки в год с 1 АЗС), что тоже вполне не плохо.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Финансовый результат вызывает опасения, но вполне укладывается в статистику оптово-розничной торговли топливом. Это серьезный рынок с серьезными игроками. Те же ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании), которые контролируют процесс от разведки, добычи, и переработки – до продажи на своих же АЗС – имеют маржу 3-5%. В общем, сложный рынок.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

А вот что происходит с балансом – интересно: собственный капитал начал появляться только ближе к IPO: до этого и группа была временами убыточна, и акционеры в нее деньги напрямую не вкладывали.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

в 2019-2021 годах были какие-то займы с «Ладога Инвест» на сумму 18 млрд. руб. (!). Понятного комментария этому нет. А то, что есть называется двумя словами – «мутные сделки»

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Долг

О долге хочется поговорить отдельно, потому что для проспекта ЕвроТранс показывает 2 варианта его учета: без лизинга, и с ним. Без – все красиво: 1,9 чистый долг/EBITDA LTM

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

А с лизингом красота исчезает:

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Лизинг для ЕвроТранс – это основа бизнеса: все АЗС куплены в лизинг в ГПБ-лизинг на 10 лет. Так что не учитывать его попросту нельзя. Вместе с лизингом, долг больше собственного капитала в 3 раза. А на его обслуживание уходит 20% выручки розничного направления.

Я убираю опт, потому что лизинг относится только к АЗС и направление должно само себя окупать. Опт – не очень понятный и не очень стабильный бизнес с точки зрения объемов и прибыли. У ЕвроТранс нет ни нефтебаз, ни достаточного количества бензовозов, чтобы полноценно осуществлять оптовую деятельность.

Кстати, кому интересно, консультационные и аудиторские расходы обошлись группе в 250 млн. руб. только за первое полугодие, т.е. еще до прямых расходов на организацию IPO и это без комиссий брокеров.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Бизнес хоть и прозрачен, и устойчив, стоит обратить внимание, что все ключевые активы или в лизинге (т.е. пока принадлежат лизингодателю), или в залоге. Отрасль – конкурентна и низко-маржинальна. Бороться с ВИНК бесполезно, розничное направление более-менее можно раскачать, а в опте правят цифры. И всегда условный Лукойл даст цену ниже. Компании уровня «ЕвроТранс» могут покорить сердце оптового клиента только приоритетной доставкой и отсрочкой платежа. Последняя же означает, что могут быть проблемы с оплатой. Вспомните РуссОйл: там половину прибыли съдают резервы.

Кот.Финанс долг считает не популярным образом. Мы соотносим расходы на обслуживание лизинга и кредитов не со всем бизнесом, а только с розничным направлением: лизинг АЗС должен отбиваться розничным бизнесом. Тогда долг будет огромным.

Долг легко отбился бы деньгами от размещения, но компания же планирует развивать заправки для электромобилей, и реализовывать свою инвест.программу

Чтобы понять, покупать компанию, или нет — ответьте себе на вопрос: что вы покупаете и за сколько? Наш взгляд: 55 АЗС, которые к тому же в лизинге, единый бренд, и раздутое по выручке оптовое направление не может стоить 53 млрд. рублей. Это воспроизводимый бизнес и собрать флеш-рояль из АЗС можно дешевле.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Мы приветствуем каждого нового эмитента на бирже и рады новым именам. Но это размещение проходит без нас. Мы очень сомневаемся, что получится продать весь объем частным инвесторам, поэтому считаем, что риск дополнительного навеса акций – очень велик. Его можно реализовать, если продать акции с IPO технической (дочерней компании), а потом продавать акции в рынок.

Спасибо, что дочитали.

---

Кот.Финанс: каждую неделю новые обзоры компаний. Каждый день то, на чем можно заработать.

Подписывайтесь!

★6
25 комментариев
Разумнее будет взять Лукойл, тат, Газпром нефть
avatar
RishatG, газпромнефть выглядит сказочной компанией: там и менеджмент классный, и в политике почти не участвуют. 
avatar
RishatG, с Лукойлом боязно, он Роснефти давно нравится
avatar
Кот.Финанс, так и «Гадпром»нефть как бы намекает.
 Но так то да, злой ты, ни одного доброго слова в адрес сабжа))
 Маятный бизнес, да… И перспективы же были. Именно что были… Видимо кончились))
avatar
11 11, газпром хоть и намекает, но это как буд-то из разных вселенных компании: ГП и ГПНефть
avatar
Кот.Финанс, собственник у них 1)) а значит, ждём забоя животных.
avatar
11 11, сабж кстати лайкнул. потому что и то и то лучше трассы
avatar
Кот.Финанс, ну, мля, понятное дело TBTF против честного буржуя, но как бизнес жалко. 
avatar
11 11, воу-воу. бизнес то норм. только не за 53 млрд. рынок рассудит, глядишь — можно будет купить со скидкой.

в любом случае, я рад появлению новых компаний на бирже
avatar
Кот.Финанс, меня продажи азс напрягли. А так-то без институционала на биржу, так себе вариант…
avatar
11 11, продажи азс? а что там?
avatar
Кот.Финанс, не продажи НА азс), а твои объявления о продаже) станций)
avatar
11 11, а, понял, это просто аналоги для понимания цен. Ян Карлович вон ниже пишет, что надо бы сравнивать азс в одной местности и прав. но там все равно дешевле миллиарда будет
avatar
В чём смысл статьи, если сбор заявок до 20-11, а сегодня уже 21-11?
avatar
Elmarit, так она же никуда не денется и выйдет на биржу. 
смысл статьи — разобрать компанию
avatar
Менеджмент говорил о том, что на средства от IPO собираются не только электрозаправки развивать, но и выкупать имущество из лизинга. Так что долговая нагрузка с учётом лизинга должна существенно подсократиться.

(в IPO участия не принимаю, ремарка справедливости ради)
Ирина Чернецова, спасибо
avatar
— не совсем понятно, почему для сравнения цен выбраны азс в ленинграде, когда трассы расположены в мо, можно уж было кого-нибудь в мо подобрать.
тем более выбраны азс других форматов: первая на участке 0,26 га, а у трасс в основном не меньше 0,5 га, вторая вообще автомат без магазина.
— у bp лет 20 назад стоимость строительства азс составляла примерно 2 млн $ + земля от 0,5 млн $. трассы конечно не bp, но дядя Коля Дорошенко имел к ней отношение и старался делать свою сеть по образу и подобию.
— в общем, могу предположить, что трассовскую азс можно оценить в широком диапазоне 100-200 млн рублей
возможно, сильно ошибаюсь)
avatar
Ян Карлович, вы правы, следовало аналогичное подобрать. м11 мне показалось хорошим вариантом для сравнения с точки зрения трафика. и по размеру азс вы правы. 
за 100 млн можно хорошие варианты подобрать
avatar
Это прям тренд. заправка за 1млрд!
Один придумал, дураки повторяют уже месяц.

У Трассы только заправки прибыль приносят или что-то еще?
Другие активы не учитываем? Рост бизнеса не учитываем?

планируют расширить кол-во заправок до 63.
планируют дооснащать каждый комплекс электрозарядками.

Они в интервью рассказывали, что себестоимость строительства комплекса 600-650млн сейчас.
на ЦКАДе стоимость тендера земельного участка от 200млн.
+1 л топлива продают 15р сопутствующих товаров.
avatar
Дядя Лё, так а что там есть кроме АЗС? розничный бизнес дает 21% выручки за полугодие. Опт много денег приносит? не выручки — прибыли?
avatar
Выходом на биржу они собирают деньги на стратегию развития и на выкуп из лизинга. Стратегия, понятное дело, в приоритете, на нее уже привлечены инвестиции в полном обьеме. Все что сверх запланированного обьема на стратегию, пойдет на выкуп. Так что любой привлеченный обьем инвестиций решит задачи, которые поставила компания
avatar
Нафиг вы все повторяете эту идиотскую мантру про заправку за 1 млрд? Я потратил время, посмотрел эфиры и нигде это не звучало, вот вообще нигде! А если вы тут просто математикой пришли к выводу такому разделив стоимость компании на кол-во заправок, то поздравляю, у вас не все в порядке
avatar
100 раз нормальные аналитики уже сказали что это чистой воды лонг на годы вперед. но нет же все спекулянты хайп нагоняют и ждут что это как ракета полетит, но очевидно что никто не полетит. Вот когда с привлеченных средств инфраструктура развиваться дальше будет, то в этот момент уже будет хороший такой рост. А до этого моменты нужно сидеть и дивы собирать
avatar
Сравнивать эти шалаши на 1,5 колонки с нормальными заправками это конечно сильно.
это как сравнить жигули и гелик и утверждать, вот смотрите машину можно купить за 50к рублей
avatar

теги блога Кот.Финанс

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн