Кот.Финанс
Кот.Финанс личный блог
21 ноября 2023, 07:35

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Надо продавать не заправки, а ожидания

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

О размещении

IPO ЕвроТранс действительно уникальное. Компания предлагает своим новым инвесторам половину всех акций, а это значит, что решения на собраниях акционеров могут быть действительно демократичными. Проголосовали — выплатить дивиденды — выплатили. Не совсем так, но близко.

Параметры размещения ЕвроТранс:

· Free float (акции в свободном обращении) – 50%

· Оценка компании: 53 млрд. рублей

· Цель: доп.эмиссия для модернизации АЗС в универсальные станции (с зарядкой для электромобилей), развитие розничного направления.

· Сбор заявок до 20.11.2023

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Вы можете быть спонсором статей, или целой рубрики. За сотрудничеством - сюда.

О размещении

IPO ЕвроТранс действительно уникальное. Компания предлагает своим новым инвесторам половину всех акций, а это значит, что решения на собраниях акционеров могут быть действительно демократичными. Проголосовали — выплатить дивиденды — выплатили. Не совсем так, но близко.

Параметры размещения ЕвроТранс:

· Free float (акции в свободном обращении) – 50%

· Оценка компании: 53 млрд. рублей

· Цель: доп.эмиссия для модернизации АЗС в универсальные станции (с зарядкой для электромобилей), развитие розничного направления.

· Сбор заявок до 20.11.2023

О компании

ЕвроТранс более известен по АЗС Трасса. Появились они сравнительно недавно. Если заправки Лукойл и Татнефть я помню с детства, то АЗС Трасса в количестве более 10 штук появились только в 2007 году, а более-менее узнаваемы (50 АЗС) стали в 2014. На сегодняшний день в портфеле компании 55 АЗС, которые находятся преимущественно в Московской области, за МКАД, но внутри ЦКАД.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Также, стоит отметить оптовое направление группы, в рамках которого ЕвроТранс продает топливо юр.лицам: строительным компаниям, подрядчикам, арендодателям техники. Опт составляет 2/3 выручки группы. Долю в прибыли не скажу, но оптовое направление обычно менее маржинальное.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Финансы

Для IPO ЕвроТранс выпустил МСФО только за 2 последних года. Поскольку дочерние компании куплены только в 2022 году, за 2018-2020 годы вполне репрезентативно взять отчетность РСБУ. Когда смотрите на динамику выручки, не забывайте, что 2/3 бизнеса ЕвроТранс – опт. Если брать чисто розничный бизнес, то в 2022 году его объем 14 млрд. руб. (в среднем 250 млн выручки в год с 1 АЗС), что тоже вполне не плохо.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Финансовый результат вызывает опасения, но вполне укладывается в статистику оптово-розничной торговли топливом. Это серьезный рынок с серьезными игроками. Те же ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании), которые контролируют процесс от разведки, добычи, и переработки – до продажи на своих же АЗС – имеют маржу 3-5%. В общем, сложный рынок.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

А вот что происходит с балансом – интересно: собственный капитал начал появляться только ближе к IPO: до этого и группа была временами убыточна, и акционеры в нее деньги напрямую не вкладывали.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

в 2019-2021 годах были какие-то займы с «Ладога Инвест» на сумму 18 млрд. руб. (!). Понятного комментария этому нет. А то, что есть называется двумя словами – «мутные сделки»

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Долг

О долге хочется поговорить отдельно, потому что для проспекта ЕвроТранс показывает 2 варианта его учета: без лизинга, и с ним. Без – все красиво: 1,9 чистый долг/EBITDA LTM

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

А с лизингом красота исчезает:

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Лизинг для ЕвроТранс – это основа бизнеса: все АЗС куплены в лизинг в ГПБ-лизинг на 10 лет. Так что не учитывать его попросту нельзя. Вместе с лизингом, долг больше собственного капитала в 3 раза. А на его обслуживание уходит 20% выручки розничного направления.

Я убираю опт, потому что лизинг относится только к АЗС и направление должно само себя окупать. Опт – не очень понятный и не очень стабильный бизнес с точки зрения объемов и прибыли. У ЕвроТранс нет ни нефтебаз, ни достаточного количества бензовозов, чтобы полноценно осуществлять оптовую деятельность.

Кстати, кому интересно, консультационные и аудиторские расходы обошлись группе в 250 млн. руб. только за первое полугодие, т.е. еще до прямых расходов на организацию IPO и это без комиссий брокеров.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Бизнес хоть и прозрачен, и устойчив, стоит обратить внимание, что все ключевые активы или в лизинге (т.е. пока принадлежат лизингодателю), или в залоге. Отрасль – конкурентна и низко-маржинальна. Бороться с ВИНК бесполезно, розничное направление более-менее можно раскачать, а в опте правят цифры. И всегда условный Лукойл даст цену ниже. Компании уровня «ЕвроТранс» могут покорить сердце оптового клиента только приоритетной доставкой и отсрочкой платежа. Последняя же означает, что могут быть проблемы с оплатой. Вспомните РуссОйл: там половину прибыли съдают резервы.

Кот.Финанс долг считает не популярным образом. Мы соотносим расходы на обслуживание лизинга и кредитов не со всем бизнесом, а только с розничным направлением: лизинг АЗС должен отбиваться розничным бизнесом. Тогда долг будет огромным.

Долг легко отбился бы деньгами от размещения, но компания же планирует развивать заправки для электромобилей, и реализовывать свою инвест.программу

Чтобы понять, покупать компанию, или нет — ответьте себе на вопрос: что вы покупаете и за сколько? Наш взгляд: 55 АЗС, которые к тому же в лизинге, единый бренд, и раздутое по выручке оптовое направление не может стоить 53 млрд. рублей. Это воспроизводимый бизнес и собрать флеш-рояль из АЗС можно дешевле.

IPO ЕвроТранс: как продать заправки дорого?

Мы приветствуем каждого нового эмитента на бирже и рады новым именам. Но это размещение проходит без нас. Мы очень сомневаемся, что получится продать весь объем частным инвесторам, поэтому считаем, что риск дополнительного навеса акций – очень велик. Его можно реализовать, если продать акции с IPO технической (дочерней компании), а потом продавать акции в рынок.

Спасибо, что дочитали.

---

Кот.Финанс: каждую неделю новые обзоры компаний. Каждый день то, на чем можно заработать.

Подписывайтесь!

25 Комментариев
  • RishatG
    21 ноября 2023, 08:10
    Разумнее будет взять Лукойл, тат, Газпром нефть
      • 11 11
        21 ноября 2023, 08:56
        Кот.Финанс, так и «Гадпром»нефть как бы намекает.
         Но так то да, злой ты, ни одного доброго слова в адрес сабжа))
         Маятный бизнес, да… И перспективы же были. Именно что были… Видимо кончились))
          • 11 11
            21 ноября 2023, 09:03
            Кот.Финанс, собственник у них 1)) а значит, ждём забоя животных.
          • 11 11
            21 ноября 2023, 09:04
            Кот.Финанс, ну, мля, понятное дело TBTF против честного буржуя, но как бизнес жалко. 
              • 11 11
                21 ноября 2023, 09:12
                Кот.Финанс, меня продажи азс напрягли. А так-то без институционала на биржу, так себе вариант…
                  • 11 11
                    21 ноября 2023, 10:13
                    Кот.Финанс, не продажи НА азс), а твои объявления о продаже) станций)
  • Elmarit
    21 ноября 2023, 09:01
    В чём смысл статьи, если сбор заявок до 20-11, а сегодня уже 21-11?
  • Ирина Чернецова
    21 ноября 2023, 09:15
    Менеджмент говорил о том, что на средства от IPO собираются не только электрозаправки развивать, но и выкупать имущество из лизинга. Так что долговая нагрузка с учётом лизинга должна существенно подсократиться.

    (в IPO участия не принимаю, ремарка справедливости ради)
  • Ян Карлович
    21 ноября 2023, 10:28
    — не совсем понятно, почему для сравнения цен выбраны азс в ленинграде, когда трассы расположены в мо, можно уж было кого-нибудь в мо подобрать.
    тем более выбраны азс других форматов: первая на участке 0,26 га, а у трасс в основном не меньше 0,5 га, вторая вообще автомат без магазина.
    — у bp лет 20 назад стоимость строительства азс составляла примерно 2 млн $ + земля от 0,5 млн $. трассы конечно не bp, но дядя Коля Дорошенко имел к ней отношение и старался делать свою сеть по образу и подобию.
    — в общем, могу предположить, что трассовскую азс можно оценить в широком диапазоне 100-200 млн рублей
    возможно, сильно ошибаюсь)
  • Дядя Лё
    21 ноября 2023, 11:57
    Это прям тренд. заправка за 1млрд!
    Один придумал, дураки повторяют уже месяц.

    У Трассы только заправки прибыль приносят или что-то еще?
    Другие активы не учитываем? Рост бизнеса не учитываем?

    планируют расширить кол-во заправок до 63.
    планируют дооснащать каждый комплекс электрозарядками.

    Они в интервью рассказывали, что себестоимость строительства комплекса 600-650млн сейчас.
    на ЦКАДе стоимость тендера земельного участка от 200млн.
    +1 л топлива продают 15р сопутствующих товаров.
  • Ivanushka11
    21 ноября 2023, 17:14
    Выходом на биржу они собирают деньги на стратегию развития и на выкуп из лизинга. Стратегия, понятное дело, в приоритете, на нее уже привлечены инвестиции в полном обьеме. Все что сверх запланированного обьема на стратегию, пойдет на выкуп. Так что любой привлеченный обьем инвестиций решит задачи, которые поставила компания
  • Vyacheslavvvv
    21 ноября 2023, 17:52
    Нафиг вы все повторяете эту идиотскую мантру про заправку за 1 млрд? Я потратил время, посмотрел эфиры и нигде это не звучало, вот вообще нигде! А если вы тут просто математикой пришли к выводу такому разделив стоимость компании на кол-во заправок, то поздравляю, у вас не все в порядке
  • Moneydealer
    21 ноября 2023, 22:39
    100 раз нормальные аналитики уже сказали что это чистой воды лонг на годы вперед. но нет же все спекулянты хайп нагоняют и ждут что это как ракета полетит, но очевидно что никто не полетит. Вот когда с привлеченных средств инфраструктура развиваться дальше будет, то в этот момент уже будет хороший такой рост. А до этого моменты нужно сидеть и дивы собирать
  • Demonnn
    21 ноября 2023, 23:04
    Сравнивать эти шалаши на 1,5 колонки с нормальными заправками это конечно сильно.
    это как сравнить жигули и гелик и утверждать, вот смотрите машину можно купить за 50к рублей

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн