Блог им. andreihohrin
«Ведомости» опубликовали материал о готовности сети магазинов Fashion House подать на банкротство (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/04/27/829127-fashion-house).
Началось. В инфополе называются более чем тревожные цифры потенциально несостоятельных компаний – 20-30%.
Пока в стране (и в мире) идет гибридный выходной, экономические проблемы не воспринимаются как по-настоящему острые. Но они нарастают с каждым днем.
Возможно, уже в ближайшие дни деловым изданиям можно будет вести отдельные рубрики про банкротства. А проблемы компаний с выручкой в 1,5 млрд.р., как это в случае с FH, перестанут представлять интерес в силу многочисленности.
Созданная при моем участии «Иволга Капитал» занимается облигационным финансированием. Бизнесы, организаторами облигационных выпусков которых мы являлись, в 2019 году имели выручку более 30 млрд.р. В рамках всей экономики скромно. Но для осознания проблем достаточно.
И история Fashion House – это не только сигнал. Это еще и пример для сравнения. FH – небольшая торговая сеть, которая последние 5 лет сокращала число магазинов (с 29 до 19). В этих магазинах я бывал. И сказать, что они выделялись на фоне прочих, не могу. Разнопрофильные бренды. Если не изменяет память, с акцентом на малоизвестные российские. Высокие цены. Т.е. компенсация низкой оборачиваемости высокой наценкой.
Как бы ни хотелось сочувствовать, модель бизнеса, сходу, не кажется успешной или защищенной. И, нужно понимать, подобного бизнеса очень много. Он просит помощи, но я не уверен, что он мог бы ей рационально распорядиться.
Мы следуем правилу: разместили облигацию, включили ее в публичный портфель. Так что судьба эмитента интересует нас не меньше, чем остальных покупателей этих облигаций.
А главной для держателя или организатора облигационных выпусков является оценка дефолтных рисков. И лучше их оценивать до принятия решения о размещении или покупке. Мы всегда исходили из простых правил: компания должна быть прибыльной, старой, не перегруженной долгами (или имеющей выбор в источниках финансирования), имеющей уникальный (для своей географии и ниши) и маржинальный продукт.
АПРИ, ЧЗПСН, Обувь России, АО им. Т.Г. Шевченко, Goldman Group, Лизинг-Трейд, составляющие основу наших портфелей, этим требованиям, по моей оценке, соответствуют. У меня, по-прежнему, сложное отношение к небольшим лизинговым компаниям (ТЕХНО Лизинг, Роделен, МСБ-Лизинг, Бэлти-Гранд). Они прибыльны, долговая нагрузка от низкой до умеренной, исключение – уникальность продукта. Индивидуальный подход к клиентам из-за небольшого размера – к уникальности не относится. На такие компании в портфеле, в итоге приходится 10% от капитала с планами по дальнейшему сокращению доли.
Масштаб бушующего кризиса, и глобального, и российского или сопоставим, или может оказаться более серьезным в сравнении с кризисом 2008-9 годов. Я могу просчитаться в своих оценках риска, и экономические трудности окажутся фатальными и для каких-то из наших имен. Но до случаев, аналогичных Fashion House, нам, и в этом я уверен, очень далеко.
Источник иллюстрации: https://fashionhouse.ru/
В конце кризиса, те кто выживут заметно увеличат свою долю на рынке за счет банкротов.
Они сожрут тех кто обанкротился?
Не обязательно, они выжили. Этого достаточно.
Вы же трейдер вы должны понимать что зарезать лося вовремя гораздо лучше я чем его откармливать
Подскажите, как рецессия сказывается на доходности Ваших облигационных портфелей?
Если FH, со своими высокими ценами, 5 лет подряд сдыхала ДО,
то сегодня тем более… туда им и дорога. Мало кто всплакнет.
Уровень реальных доходов населения с 2014 года постоянно снижается, поэтому последние 5 лет с лагом 1-2 года за ним следовали объем ретэйла и сферы услуг. Если люди реально меньше зарабатывают, то и тратить они будут меньше. Не нужно столько сетевых магазинов, барбершопов, бутиков и массажных салонов.
Еще пару лет потребление поддерживалось за счет роста закредитованности населения, но и этот драйвер роста себя исчерпал. Остановка экономики на период карантина только подхлестнула эти процессы. Поэтому через 1-2 месяца падеж бизнеса будет просто фееричный и мы легко попадаем в спираль снижения доходов. Меньше бизнеса -> меньше рабочих мест и ниже уровень зарплат у оставшихся -> дальнейший спад потребления -> меньше бизнеса и т.д.
Как и из любой подобной спирали — попасть в нее легко, а вырваться очень сложно. Именно поэтому во многих странах тупо заливают сейчас деньги населению, так больше шансов быстрее перезапустить экономику. У нас с учетом кризиса 14 года и его последствий таких шансов наверное даже с заливанием деньгами не было бы. Так что будет весело.