Блог им. InvestHero
На прошлой неделе компания X5 Retail представила ожидаемо сильные финансовые результаты по итогам 4 кв. 2023 года. В этом посте подробнее рассмотрим, чем они обоснованы, и поделимся своим взглядом на бумаги компании.
Подробнее о результатах за 4 кв. 2023 г.
— Выручка увеличилась на 25,0% г/г, до 881,3 млрд руб., что было в рамках наших прогнозов, заложенных в оценку до публикации операц. результатов (на уровне 861,8 млрд руб.). Рост обусловлен расширением торговых площадей на 12,1% г/г и сильным ростом LFL-продаж на 13,2% г/г. Подробнее об операционных результатах писали в нашем предыдущем посте.
— Валовая прибыль выросла на 34,4% г/г, до 212,3 млрд руб., что было обусловлено ростом как выручки, так и рентабельности.
— Валовая рентабельность в 4 кв. 2023 г. выросла до 24,1% против значения 22,4% в 4 кв. 2022 г. По словам компании, положительный эффект на рентабельность оказала оптимизация ассортимента и промо, а также снижение объема потерь в сети. Кроме этого, важно понимать, что потребительский спрос во второй половине 2023 года был сильнее, чем в конце 2022 г. – начале 2023 г., то есть негативный эффект бережливости покупателя был не таким существенным.
Напомню, в 4 кв. 2022 г. X5 Retail достигла минимального значения по валовой рентабельности по сравнению с историческим уровнем (24,5% в 2017-2021 гг.), так как во второй половине 2022 года потребитель стал особенно чувствительным к ценам и предпочитал экономить (перешел на более дешевые марки товаров и товары по акции). В связи с этим ритейлерам пришлось поддерживать трафик более высокой промо-активностью (причем в значительной мере брать эти издержки на себя, так как не все поставщики готовы были их нести). Также росли списания (так обычно бывает, когда потребитель экономит, и из-за этого больше товара портится). То есть снижение валовой рентабельности во 2П 2022 г. было общим трендом в отрасли.
Сейчас, как я уже сказала, ситуация со готовностью к тратам лучше, чем в 2П 2022 г. – 1П 2023 г. При этом потребитель по-прежнему склонен делать выбор в пользу более выгодных предложений. Выигрывает тот ритейлер, который эффективно работает с ассортиментом (адаптирует ценностное предложение под текущие реалии). И, судя по результатам, которые мы видим, у X5 это получается лучше, чем у конкурентов: компания показывает сильнейшую динамику LFL-продаж при положительном LFL-трафике и среднем чеке и при этом самую высокую валовую рентабельность в секторе.
— Скорр. EBITDA (МСФО 17) выросла на 49,7% г/г, до 54,7 млрд руб. в результате роста выручки и валовой рентабельности. Рентабельность по EBITDA составила 6,2% против 5,2% в 4 кв. 2022 г.
— Долговая нагрузка осталась практически неизменной. Коэффициент чистый долг/EBITDA (МСФО 17) на конец 4 кв. 2023 г. достиг 0.9x против 1х на конец 4 кв. 2022 г.
Взгляд на компанию
Сильные результаты только укрепили наш позитивный взгляд на акции компании. С точки зрения бизнеса Х5 выглядит сильнее основного конкурента – «Магнита» (который демонстрирует более низкие темпы роста LFL-продаж, и, по нашим ожиданиям, EBITDA компании не покажет существенного роста в 2023-24 гг.).
При этом у X5 до сих пор не решен вопрос с редомициляцией (не было никаких анонсов на этот счет), и компания ожидаемо заявила, что не будет платить дивиденды за 2023 г. из-за существующих ограничений. С учетом включения компании в список экономически значимых организаций (ЭЗО) и попадания под закон о принудительной редомициляции, вероятно, переезд может пойти по этому пути, при этом сроки по-прежнему непонятны.
Редомициляция — это возможность вернуться к див. выплатам. Поэтому пока вопрос с переездом компании не будет решен, при покупке бумаг Х5 важно учитывать риск повышенной волатильности в связи с выходом обновлений на этот счет.
Светлана Дубровина, Senior Analyst