Российский рынок славится своей высокой дивидендной доходностью по сравнению с развивающимися странами, уже не говоря о развитых. Сегодня не будем вдаваться в геополитику, поговорим исключительно про бизнес компании и о том, что его ждет в ближайшем будущем и какой сейчас дивидендный потенциал.
Сейчас Норникель подходит к пику инвестиционного цикла, что уже видно по объему капексов за 2021 год, который вырос на 57% г/г до $2,8 млрд. Максимальные затраты буду с 2023 по 2025 год включительно.
📌Текущая див. политика предусматривает выплату в размере 60% от EBITDA, пока отношение ND/EBITDA меньше 1,8. Чистый долг (ND) немного вырос за 2021 год, до $4,9 млрд., но рост EBITDA оказался выше, за счет чего мультипликатор даже снизился г/г.
ND/EBITDA = 0,5
❓Див. политика в текущем виде подкреплена соглашением с Русалом, которое истекает 1 января 2023 года. Судя по комментариям менеджмента, в условиях высоких кап. затрат логично будет платить дивиденды из свободного денежного потока (FCF) до окончания инвестпрограммы (2025 год), как вариант предлагалось распределение от 50 до 75% FCF за год. Учтем эти цифры в наших расчетах.
Магнит является отличным хрестоматийным примером компании, которая из истории роста превратилась в историю стоимости.
📈С 2006 по 2015 годы акции выросли с 500 руб. до 12 000 руб. Но и мультипликаторы на тот момент, P/E в среднем за период был на уровне 25, что для сектора ритейла дороговато. Но темпы роста выручки и открытия магазинов поддерживали веру инвесторов в то, что так может продолжаться еще долго.
📊Сейчас же компания торгуется по P/E = 11 и никому не нужна. Это не удивительно, прирост торговой площади уже не дает того эффекта, который был 8-9 лет назад, а сопоставимые продажи с 2016 по 2019 год были околонулевыми, порой даже отрицательными.
В это время были проблемы не только с бизнесом, но и с менеджментом, основатель сети С. Галицкий ушел, вначале его сменила О. Наумова, перейдя из Х5, затем пришел Ян Дюнинг из Ленты. Давайте посмотрим, что удалось изменить и как в целом отработала компания в постпандемийный год.
📉Раньше ставка делалась на открытие новых магазинов, которые были похожи на сельпо внутри, но надо было захватывать рынок. Сейчас, когда уже новые площади особого эффекта не дают, про что я писал выше, менеджмент сосредоточился на редизайне и сделках M&A.
Наш рынок открылся сегодня гэпом вверх, пройдя первый сильный рубеж в 3600 пунктов. Пока рано открывать шампанское, тем не менее, основная часть купленных позиций уже вышла в хороший плюс.
Весь список я приведу картинкой, а причины покупок кратко опишу в сегодняшнем посте.
📌Сбербанк-пр (разбор) — за последние годы портфель прилично вырос, а доля Сбера пропорционально снизилась, сейчас рынок дал отличную возможность докупить. В 2021 году была получена рекордная прибыль (1,2 трлн. руб) и рекордные дивиденды (26 руб). Пропустить такую идею было бы обидно, я всегда захожу лесенкой, что-то докупил по 260 руб, что-то по 230 руб, средняя цена покупок составила 240 руб. В долгосрок Сбер смотрится лучше остальных банков. на мой взгляд, по соотношению цена/качество.
📌МТС (разбор) — мы уже много раз говорили про данную компанию, в марте узнаем о новой див. политике. По слухам можем увидеть дивиденд в 34 руб., но даже если он останется на уровне 30 руб., то ДД в 11% на следующие 3 года меня вполне устраивает. Я пока делаю акцент на то, что в ближайшие год-два ставку ЦБ все-таки начнет снижать, что приведет к переоценке акций.
Акции компании спикировали на 60% со своих максимумов 2021 года. Действительно ли все так плохо в бизнесе и что можно ожидать по дивидендам разберемся в сегодняшней статье.
Для начала давайте посмотрим на результаты всего 2021 года:
📈 Общие продажи (GMV) выросли на 13,1% г/г до 570,7 млрд. руб.
📈 Общие онлайн продажи выросли на 28,8% г/г до 386,9 млрд. руб.
Основная часть товаров продается онлайн, на этот сегмент приходится почти 68% всего оборота.
Благодаря программе лояльности удалось подсадить значительную часть клиентов на мобильное приложение (я не исключение), количество установок за год выросло в 3,8 раза.
Несмотря на локдауны в прошлом году, LFL показатели положительные, средний чек вырос на 9,2% г/г по группе. Продолжается открытие новых магазинов за год прирост составил 184 шт. или 17%.
Комментарий нового ген. директора Энрике Фернандеса:
«В 2022 году мы планируем сфокусировать внимание на операционной эффективности в период
продолжающейся цифровой трансформации, дальнейшем развитии платформы OneRetail и
укреплению долгосрочного партнёрства с поставщиками».
Многие пришли на рынок ради пассивного дохода, к их числу отношусь и я. Самый простой способ сформировать стабильный денежный поток — покупка надежных дивидендных акций и облигаций.
Есть, как сторонники этого метода, так и противники. Основной аргумент противников — зачем платить налоги с дивидендов, проще купить фонды, которые их реинвестируют и тем самым экономят вам 13% налога.
Безусловно это так, но тогда пассивный доход превращается в активный, нужно постоянно какие-то фонды продавать пропорционально полученным дивидендам, а денежные средства выводить на жизнь. Более того, чтобы не платить 13% с прибыли вы должны продержать данные фонды минимум 3 года, чтобы получить ЛДВ (льготу долгосрочного владения), иначе все это бессмысленно.
Есть еще один важный нюанс, деньги нам нужны постоянно, а рынки иногда накрывает коррекция. Получая дивиденды, нам не особо важно, какая сейчас рыночная цена акции, а вот продавать в убыток тот же ETF будет уже не так комфортно.
Я решил посмотреть, как чувствуют сейчас себя компании, которые вышли на IPO в прошлом году и есть ли среди них уже что-то интересное.
Fix Price (#FIXP) — Выход на IPO был по цене 724,5 руб. Компания имеет высокие темпы роста и в отличие от продуктового ритейла у них более высокая маржинальность. Рентабельность продаж (ROS) находится на уровне 9% в то время, как у X5 и Магнита она не превышает 2%. По мультипликаторам P/E и EV/EBITDA сейчас сеть торгуется в 2 раза дороже традиционного ритейла, но здесь, как я писал выше, более высокий рост и рентабельность.
С максимумов акции скорректировались на 43% в моменте, уже вполне можно присмотреться. Напомню, компания зарегистрирована в БВО (Британские Виргинские острова), там налог на дивиденды не удерживают и всю сумму придется декларировать и платить самостоятельно в РФ.
Segezha (#SGZH) — в этом IPO я сам принял участие и это один из редких случаев, когда в РФ после размещения компания торгуется дороже уровня выхода. Напомню, размещение прошло по цене в 8 руб., сейчас котировки находятся выше уровня 10 руб.
Как и обещал, записал подробное видео о том, как задекларировать дивиденды по иностранным компаниям, в том числе АДР и ГДР. А также поделюсь некоторыми лайфхаками.
В январе 2022 года на Московской бирже начались торги новым биржевым инвестиционным фондом «ВТБ – фонд акций европейских компаний». Тикер — #VTBL. БПИФ инвестирует в акции европейских компаний, входящих в базу расчета индекса EURO STOXX 50. Для справки — индекс EURO STOXX 50 является ведущим индексом голубых фишек в Европе.
Условия фонда VTBL:
🔸Стоимость 1 пая — 1,16 EUR / 100,86 RUB
🔸Валюта фонда – евро
🔸Комиссия – 0,89% (дополнительно нужно учитывать комиссию иностранного фонда фонда CSX5 – 0,1%).
🔸Дивиденды реинвестируются
По сути VTBL — это фонд фондов и в его состав входит всего 1 ETF — iShares Core EURO STOXX 50 UCITS ETF (CSX5). Во всяком случае так указано в правилах ДУ. Приведенная информация на сайте фонда немного отличается, будем следовать, согласно документу. Давайте подробнее посмотрим на состав этого фонда.
Топ-10 компаний, входящих в состав CSX5:
🔸 ASML HOLDING NV – 8,13%
🔸 LVMH – 5,7%
🔸 LINDE PLC – 4,52%
🔸 SAP — 4,13%
🔸 TOTALENERGIES – 4,11%
🔸 SIEMENS N AG — 3,39%
🔸 SANOFI SA – 3,27%
🔸 LOREAL SA – 2,83
🔸 SCHNEIDER ELECTRIC – 2,82%
🔸 ALLIANZ — 2,82%
Непродовольственный ритейл сейчас оказался одним из самых уязвимых секторов, с одной стороны давит геополитика на котировки акций и рост курса доллара, с другой стороны в РФ поставлен новый рекорд по числу заболеваний COVID-19. Если будут вводиться локдауны в отдельных регионах, то это ударит по доходам ритейлеров, влияние Омикрона мы увидим уже в отчетности за 2022 год. Давайте посмотрим на результаты 4 квартала 2021 года, которые опубликовала компания.
📉Конец года выдался тоже непростым для Детского мира, во время ноябрьского локдауна было закрыто 3% магазинов и еще 35% работали в ограниченном режиме (из-за требований QR кодов в ТЦ). Это оказало влияние на объем продаж (GMV), которые прибавили всего 8,5% в 4 кв., если говорить про год в целом, то прирост составил 16,9% г/г.
📈Основным драйвером прироста по-прежнему остаются онлайн продажи, которые в 4 кв. выросли на 33,2% до 18,9 млрд. руб. Важно отметить, что доля онлайн продаж от общего объема продаж составила 30% и продолжает расти.
Очень часто сложно выбрать между надежной, растущей и справедливо оцененной компанией в моменте и дешевым аналогом, у которого, возможно, все впереди. Давайте заглянем в бизнес каждой из этих компаний и попробуем разобраться в причинах текущей оценки.
Сбербанк (#SBERP #SBER)
Капитализация Сбера сейчас составляет примерно 5,8 трлн. руб., а капитал равен 5,5 трлн. руб. Банк достаточно крупный, а контролирующим акционером является государство. Несмотря на это в акциях компании сидит большое количество пассивных инвесторов, благодаря тому, что доля Сбера в индексе Мосбиржи составляет 14,5% (обычка + прфеф) против 1,2% у ВТБ, также Сбер пользуется спросом у иностранных инветоров и индексных фондов, его доля в MSCI Russia более 15%.
Основная часть прибыли банка формируется за счет чистого процентного дохода, который генерируется за счет разницы ставок между кредитами и вкладами. На фоне растущей ключевой ставки этот спред должен немного увеличиться, что поднимет маржинальность. На втором месте чистый комиссионный доход, на него позитивно влияет переход всех платежей в онлайн, правда растет крупный конкурент в лице ЦБ и его системы быстрых платежей (СБП).