Русал и
НЛМК — больше всего могут пострадать от введения временных экспортных пошлин на металл — считают аналитики.
В наиболее выигрышном положении оказался Норникель, поскольку пошлины не коснулись
палладия и
платины.
В целом по отрасли объем изъятий превысит 160 млрд руб., или около 6%
EBITDA. Хотя правительство решило ввести пошлины под лозунгом защиты внутреннего рынка, металлурги называют такое решение исключительно фискальным, сомневаясь в его эффективности и грозя негативными последствиями для инвестпрограмм компаний и позиций российского металла на мировом рынке.
Атон оценивает - пошлины могут сократить
EBITDA Русала в 2021 году на 11%, тогда как в среднем потери отрасли составят 6%. Среди сталеваров сильнее всего пострадает
НЛМК (8% EBITDA), в меньшей степени — ориентированный на внутренний рынок
ММК. Если нынешние цены на сырье сохранятся на текущем уровне в 2022 году, а действие пошлин будет продлено, то в годовом выражении их эффект будет весьма существенным: Русал может потерять 27% EBITDA, НЛМК — 18%, Evraz — 16%.
Альфа-банк — Норникель может потерять из-за пошлин 4% EBITDA по итогам 2021 года. В секторе черной металлургии негативное влияния на EBITDA 2021 года можно оценить на уровне 5–9% в зависимости от уровня вертикальной интеграции и объемов экспорта.
В НЛМК не исключают ответных ограничительных мер других стран в отношении российского металла, что может привести к его вытеснению другими поставками, например с Украины или из Турции.
Пока пошлины одобрены только временно, до конца 2021 года, но в будущем правительство планирует разработать постоянный механизм изъятия «сверхдоходов» в металлургическом секторе. Подобная практика потенциально может затронуть и иные экспортные отрасли: так, в последние месяцы обвинения в росте цен активно предъявлялись производителям удобрений и пиломатериалов.
С металла сняли стружку – Газета Коммерсантъ № 108 (7070) от 25.06.2021 (kommersant.ru)