Блог им. AGorchakov

Без изменения политики ЦБ никакого роста нашего фондового рынка до 2030-го года не будет (часть 1)

    • 07 января 2026, 12:16
    • |
    • А. Г.
      Популярный автор
  • Еще

Я уже много раз писал на этом сайте, что только политика «таргетирования инфляции» нашего ЦБ «убивает» рост ВВП.  Тоже самое можно сказать и о фондовом рынке России.

Вот сравнительная динамика ключевого финансового показателя – Денежная база с динамикой нашего фондового рынка.

 Без изменения политики ЦБ никакого роста нашего фондового рынка до 2030-го года не будет  (часть 1)

Столбец  «Brent в среднем» я привел для тех, кто ошибочно говорит о долгосрочном влиянии цен на нефть на наш фондовый рынок. А 2011-2013 разделил с 2014-2025 для тех, кто говорит о «влиянии Украины».  И минус  в первом периоде является лишь  следствием его относительной краткосрочности. В 2014-2025 тоже легко найти три года с примерно таким же  минусом в процентах годовых.  Конечно нефть и СВО  влияют на наш рынок, но точно не более, чем на несколько  месяцев, а мой топик о годах.

А почему 1999-й взят за начало и разделение с 2011? Об этом я писал много раз:

— в сентябре 1998-го наш ЦБ  отказался от «привязки» рубля к доллару, как основному фактору влияния на инфляцию в России (и как видите начался рост Денежной базы намного превосходивший инфляцию);

— в августе 2010-го наш ЦБ начал политику «таргетирования инфляции» через ограничение превосходства «печати денег» над  инфляцией.

А так как подобные решения имеют временной лаг влияния на финансовый рынок глобально, то и получилось два периода: 1999-2010 и 2011-2025. А почему сделал три, уже написал выше. Больше уже деления 2011-2025 не будет.

И естественно предвижу вопрос: с чего Вы «привязали» фондовый рынок к динамике Денежной базы, показав лишь два срока?

А потому, что давным-давно показал, что никакого роста S&P500/BOGMBASE c 1958-го года нет (BOGMBASE – так ФРС обозначает Денежную базу)

 Без изменения политики ЦБ никакого роста нашего фондового рынка до 2030-го года не будет  (часть 1)

А что у нас с 1999-го? Вот что

 Без изменения политики ЦБ никакого роста нашего фондового рынка до 2030-го года не будет  (часть 1)

Да, видно, что мы «отстали» от США в соотношении IMOEX/Денежная база, но в  первой таблице наглядно показано, что наше «отставание» произошло в 2011-2025.

Конечно, посмотрев на временной график S&P500/BOGMBASE (его я тоже показывал в процентах на конференции смарт-лаба в 2015-м к  01.01.1959), можно увидеть и падение с 1969 по 1981 на 40%+ (исторический минимум), а потом рост до +40%+ в 2000-м (исторический максимум), но его среднее все равно «нуль». Но четко видно, что с начала «рейганомики» он в плюсе, а его минимум был еще в 1987-м году из-за опасений в отказе от «рейганомики» (президентский срок Рейгана заканчивался в 1988-м) и возврате к той денежной политике ФРС, которая была в 70-х годах прошлого столетия.

А вот о политике борьбы с инфляцией ФРС в 70-х годах прошлого века, которую дублирует наш ЦБ с 2011-го, и что было тогда  на фондовом рынке  США мы и поговорим во второй части

P. S. Попросили добавить ВВП

Вот таблица из моего топика от 28 апреля 2021

Без изменения политики ЦБ никакого роста нашего фондового рынка до 2030-го года не будет  (часть 1)

Тут нет только 2010-го +4.5%. Не было потому, что  там написал: 

"— почему нет 1998-го и 2010?

1998-й и 2010-й — это годы смены денежно-кредитной политики (ДКП)."

Правда Росстат с тех пор изменил свои цифры 2019-2020 и потому для 2019-2024 получаем

2019 2.2%
2020 -2.7%
2021 5.9%
2022 -1.4%
2023 4.1%
2024 4.3%

 

4.1К | ★4
46 комментариев
в США «боролись» с инфляцией существеннее.
да так, что целые отрасли шли под нож,
а люди на улицу.
у нас не так совсем 
Валерий Иванович, я говорю только о динамике Денежной базы по отношению к инфляции, а вот она как раз будет очень похожа 2011-2025 у нас и 1970-1981 в США. Остальное вторично.
avatar
А. Г., ок
По-вашему, в ЦБ сидят вредители, раз специально убивают рост ВВП России?
avatar
Laukar, данный пост о фондовом рынке, а не о ВВП.
avatar
А. Г., динамику по реальному ВВП тоже полезно было бы добавить в вашу первую табличку. Тем более что это лишь усилило бы вашу аргументацию. Особенно если добавить ещё и показатель реальной ставки ЦБ.
Тут Блинов в своё время очень наглядно иллюстрировал насколько губительна для ВВП деятельность Набиуллиной. Причём аж с самого начала её прихода на пост.
Ну а я, как экономист, добавлю, что общее недофинансирование российской экономики при Сахипзадовне стало уже самоочевидно.
Дмитрий, я давал  ВВП еще в 2021-м

smart-lab.ru/blog/693207.php

Там видно, что рост ВВП даже при ценах нефть больше 105$ в 2011-2012 был меньше любого года 1999-2008. И цифры 2011-2020 из той таблицы мы превзошли  только в 2021-м. Но можно вспомнить, что как раз в 2020-м наш ЦБ ставку снизил из-за ковида. И рост 2023-2024 — следствие снижения ставки в 2022-м.
avatar
Laukar, а посему бы и нет 
где то должен быть центр противодействия 
а тут такая возможность заложеная амерами в нашу Конституцию
но тут будет классический финт Путина в этой бабой 
Валерий Осипенко, вообще то, как видно из моего поста, политика «таргетирования инфляции» началась при Игнатьеве, а Набиуллиной была продолжена.
avatar
А. Г., верно говорите; ровно как и изъятие при Павлове, а не Гайдаре) Но народ оценивает в моменте, уж так устроены люди…
Laukar, а что такое ввп и от чего зависит его рост? это экономическая активность? при высоких ставках что будет с этой активностью?
avatar
Какая нафиг политика ЦБ? 
Главное перестать лить заблочку и наш неликвидный рынок будет рвать хаи
Синайский полуостров, какое отношение  «заблочка» имеет к IMOEX? Она не имеет никакого отношения деньгами к этому индексу.
avatar
А. Г., армянские форточки) синайский прав!
А. Г., если предложения больше спроса то даже ставка ЦБ 10% не поможет, пока все не перельют расти не будем. 
Эдуард Вилиев, да из моих цифр видно, что ставка плоха только тогда, когда ограничивает рост Денежной базы. А это у нас из-за того, что ЦБ берет деньги на свои депозиты под ставку RUONIA-0.5%. А RUONIA не может отличаться от ставки ЦБ больше, чем на 1%.

При инфляции 10% и ставка 11% не будет ничего ограничивать.
avatar
Синайский полуостров, Все 4 года льют? Помоему это бред. Некажется?
Алёша Попович, у нерезов было около 9 трлн руб в акциях, в год заводят на фонду дай Бог 100 млрд руб новых денег. Сколько они могут лить можете посчитать сами. 
Синайский полуостров, вас послушать еще 90 лет лить будут.
Алёша Попович, если не заблочат такую возможность то да. В декабре ЦБ принял ряд мер, посмотрим насколько эффективные окажутся 
Синайский полуостров, лить не перестанут пока все не перельют, ответственным за это дело назначили ВТБ:
В след году ещё 6-8 трлн денег высосется с рынков на выкуп новых выпусков ОФЗ. Плюс разная другая дичь…
avatar
priapism, кайф
Фондовый рынок предполагает свободное перетекание капитала. У нас же теперь «суверенный фондовый рынок». Как в Иране, например. Хотите, чтобы ЦБ не мешал росту фондового рынка иранскими темпами? Последствия этого видны сейчас…
avatar
Cash, я хочу, чтобы вернулось то, что было на нашем рынке и с нашим ВВП в 1999-2010

Про ВВП я тут еще в 2021-м писал

smart-lab.ru/blog/693207.php

Если б Вы изучали «рейганомику», то могли бы заметить, что одним из ключевых ее факторов была реклама вложений средних частных лиц в фондовый рынок, а не в депозиты банков. А зачем? Да затем, что при Рейгане начался рост BOGMBASE намного превосходивший инфляцию. Вот чтобы эти деньги не влияли на цены на товары и началась расширенная реклама фондового рынка. 

Тот же Баффет стал публичным в 1981-м году. Случайно? Не думаю.

Ведь Денежная база (BOGMBASE) — это наличные деньги+депозиты в ЦБ (ФРС). Кому из внешнего мира это нужно?
avatar
А. Г., сравнивать США начала 80х и нынешнюю РФ нет смысла. У нас совершенно иная история фондового рынка, отношенния к нему людей и государства. Ну а сейчас у нас ещё и период войны с Западом. Кто вкладываться будет в фондовый рынок? Частники не будут. Государство вложилось в 2023-м через бюджетное стимулирование, но это история краткосрочная.
avatar
Cash, пока не определены правила игры на ФР страны,
которые будут выполняться Всеми участниками,
никакие деньги в него не пойдут.
я про акции сейчас.
мой портфель акций, после некоторых выкрутасов эмитентов и государства, уменьшился со 100% в 21-м году, до 40% на конец 25-го.
налоги на Транснефть,
крики про энергетику и банки,
игнорирование собственной див политики и т.д.
идите на.ер со своими акциями. 
Валерий Иванович, 40% в акциях — это ещё оптимистичный взгляд на будущее рынка. Они ведь даже полном право имеют отчётность не раскрывать.
avatar
Cash, как увидите динамики фондовых рынков России 2011-2025 и США 1970-1981 будут похожи.

А что касается вложений, то Вы что ли не видели рост нашего фондового рынка с октября 2022 по август 2023-го, пока наш ЦБ не поднял ставку до 12%. И государство тут не причём. Хоть бы посмотрели на динамику вложений частных российских лиц в акции.
avatar
А. Г., здравая мысль плюсую!
Эту тему нужно развивать, но для этого нужно в стране поднять уровень жизни за счет доходов, а не кредитной кабалы.
Cash, кстати, на подобные замечания я и выделил в первой таблице 2011-2013. Где Вы видели в России в эти годы «суверенный рынок», да еще при максимумах среднегодовых цен Brentа?
avatar
А. Г., до 2014 года один рынок, а после 2014 — другой.

avatar
Cash, как видите рост нашего рынка закончился в 2010-м. И почему Вы считаете рынок, у которого динамика 2011-2013 повторяется, другим?

Я же уже несколько раз писал о сходстве динамики индекса Мосбиржи 2024-2025-го с 2012-2013-м. Если динамики похожи на 90%, то почему  «другой»?
avatar
А им это нужно?)
avatar
Поставил плюс автору за анализ и попытку сравнения нашей экономики и США. И еще раз убеждаюсь, что Российская экономика это потомок имперской экономпки и плановой экономики СССР, как не крути, но рынка как в США нам не видать как своих ушей. Поэтому не стоит переживать и строить прогнозы по росту нашей экономики. Мы будем жить так как жили наши дедушки прабабушки и тд только в адаптированном цифре мире с элементами более комфортной жизни.
Вывод: Российский фондовый рынок в России не будет в приоритете ни у власти ни у общества в этом мы очень сильно отличаемся от США. Поэтому методы накопления капитала в России через бетон это судьбоносно.
Евгений Корюхин, 
всем привет из 80-х, 90-х и т.д.
неприкосновенности частной собственности у нас нет до сих пор 
Евгений Корюхин, так я и написал, что приоритет американского фондового рынка начинается только с «рейганомики». А как раз «до» рынки будут похожи.

Но в одном Вы правы: будет у нас аналог «рейганомики» к фондовому рынку или не будет — я не знаю. Просто уже много раз слышал от Путина, что надо привлекать людей для вложений в фондовый рынок. Вот и пишу о том, что сделали для этого в штатах, а пока не делали (до Рейгана), то все эти разговоры — пустые.
avatar
а где колонка про забугорных инвесторов?
avatar
Ещё в конце 90-х бывшим сотрудником КГБ Паршевым в его книгах «Почему Россия не Америка» и «Почему Россия не стала Европой» было доказано, что из-за нашего холодного климата и огромных расстояний наша промышленность и экономика заведомо капиталистически неконкурентны и нерентабельны ни с США, ни с ЕС.
А тем более наша страна неконкурентна и нерентабельна по сравнению с Китаем.
Поэтому всё, что нам светит — это скромная роль сырьевого придатка.
Ужас же в том, что всё, что от нас нужно Китаю, находится в Сибири и на ДВ. А эти территории в Китае считаются «временно оккупированными и утраченными».
Кошмар же заключается в том, что неприкосновенности границ  по итогам Второй Мировой Войны больше нет.


avatar
Весь фондовый рынок может и не будет расти, а вот отдельные бумаги вполне себе могут. Где есть идеи, там будет рост. А про выход нерезов это скорее страшилка думаю. Может и есть какой-то навес желающих выйти, но вряд ли они прям все хотят свалить полностью и навсегда. Ну а если выйдут, тем и лучше, рынок очистится.
avatar
Будет супер круто если будет так!
рост рынка будет в двух случаях: Сдохнет царь и будет как в Венесуэле) 2. Будет девал гавнарубля — будет переоценка папир. 
Всем турбопутриотам верующим в рост папир пламенный привет
avatar
Head of Algonaft'$, как раз «как в Венесуэле» рынок расти не будет. Вы хоть вспомните, чем закончилась политика привязки рубля к доллару при Ельцине. Рынку ничего не надо, кроме роста денег гораздо быстрее инфляции и рекламы вложений от государства. 

А при том, что Вы написали, ни того, ни другого точно не будет.
avatar
А. Г., вы настолько стар или глуп — даже не знаю) у вас сейчас рост денежной массы уже как 4 года по 20%!!! Вы на этой массе были помешаны аж кипятком писали, строчили посты вот он скоро будет рост- про рост рынка = рост денежной массы. Где ЭТОТ рост? Вам приводят доводы аргументированно — вы вечно в какие-то дебри лезете в ответ. Вы реально глупый и не понимаете, что рынок меняется и то, что было ДО 2008 вообще не камильфо уже. Или вы как ссаный цыганкоровин пытаетесь мне тут свой стаж продать? ну тогда вы точно глупец, еще и со старостью впридачу)
avatar
Head of Algonaft'$, хоть бы читали, что я писал тут ещё с декабря 2023-го: рост М1 с 01.09.23 по 01.12.25 в России в 2 раза меньше официальной инфляции. Вы хоть знаете, что такое М1, а что такое М2-М1? И где Вы увидели хоть один мой топик о будущем росте на новые максимумы с декабря 2023-го? 

Ну а то, что дал нашему рынку рост М1 с мая 2022 по август 2023-го, можете увидеть на графике IMOEX  с 30.09.22 по 31.08.23.

А что Вы пишете про 2008-й, если мы отбили его убыток уже в 2010-м? По времени даже раньше США. 
avatar
не знаю как тама на рынке — давно не бывал-с...
но Элю можно поцеловать в то место, которое у нее не говорит по — фламандски...

данные по ноябрю 2025 года ЦБ России 
ставка 16,5%
инфляция 6,64%
на карман 9,86% грязного дохода...
а главное делать ничего не надо — тока стричь…
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Пересматриваем лучшие моменты 2025 года
😎 Как выглядит Северный морской путь с палубы электрохода, как чемпион по баскетболу оказался в шахте и какая должность позволяет остановить целое...
Фото
Как с умом воспользоваться нашей скидкой?
Сейчас мы сохраняем возможность обучаться по сниженной цене, понимаем текущую экономическую ситуацию. В ближайшее время стоимость обучения...
Фото
Цвет лебедя – неопределенный
2 ядерные державы опасно сблизились . А для фондового рынка как будто ничего не произошло . -1% по Индексу МосБиржи. И без эффекта для...
Фото
Стратегия 2026. Часть I: извлекаем правильные уроки из ошибок 2025
Those who cannot remember the past are condemned to repeat it  -  © George Santayana, 1905 В начале 2026 года у нас на руках стратегии 13...

теги блога А. Г.

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн